Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вскоре после Рождества Христова Ирод царь, к которому не пришли волхвы и не доложили о том, где родился Спаситель, боясь за свое царство и за себя лично, решил избить всех младенцев от двух лет и ниже в окрестностях и в самом городе Вифлееме. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Так как в это время была перепись в Иудее, то вокруг Вифлеема и самом городе находилось множество людей из рода царя Давида с детьми. Детей было много, и поэтому воины царя Ирода избили, как считается, около 14000 младенцев. Но по откровению Божию, по вести Ангельской святой праведный Иосиф вместе с Божией Матерью и с Младенцем Христом бежал в Египет, где пребывал до смерти Ирода и после его кончины вернулся в Назарет. «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:14-15). «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2:19-23).
Радостная весть посетила землю: родился Господь. Но земля ответила злобой, мир вместе с Рождеством Христовым разделился на тех, кто с Богом, со Христом, и кто против Него и борется с Христом, с Богом. Но ведь бороться с Богом невозможно. Поэтому та злоба, которую люди имеют в сердце на Бога, вражда с Ним, выливается на окружающих, чаще всего, на самых беззащитных. Вифлеемские младенцы оказались первыми мучениками за Христа, но далеко не последними. Борьба между Богом и диаволом, между добром и злом пролегает через человеческие сердца, независимо от национальности, происхождения, социального положения. Независимо даже от родственных связей. Эта борьба проходит через человеческие сердца. Борьба жестокая, и обычно страдают безвинные.
Ирод стал олицетворением злобы, борьбы с Богом, тех, кто враждует с Ним. И не он один оказался таким. Появилось множество подобных «иродов», тысячи, миллионы. Сначала разделение произошло среди иудейского народа, и оно прошло по разным слоям общества, по разным умам. Враждовать с Богом стали и первосвященники, и фарисеи, и законники, и многие из простого народа. И в то же время за Христом пошли как люди простые, так и члены синедриона, и правители иудейские. Общество разделилось. Сердца одних принадлежали Богу, других — злу. Это разделение продолжается, и будет продолжаться. Вифлеемские младенцы были первыми пострадавшими, потом страдальцев-христиан стали сотни тысяч, миллионы — множество. И гонителями стали не только иудеи, но и римские императоры, другие правители. Эта вражда с Богом продолжается.
Сегодня мы чтим память святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана. Архидиакон Стефан был первым из тех, кто открыто исповедовал веру во Христа и за свои убеждения, за любовь к Богу пострадал. Как мы знаем из послания апостола Павла, который был при убиении первомученика, архидиакон Стефан был очень грамотным человеком, прямым, и поэтому он обличал фарисеев, законников, правителей иудейских, говорил, что Спаситель пришел совсем в другом виде, чем они Его ждали. Не в виде земного владыки, а в виде раба Божия. Он говорил, что храм, в том числе и Иерусалимский, не имеет значения для поклонения Богу. Говорил о том, что человеческое сердце должно являться храмом Божиим, и к этому должен каждый стремиться. А тот храм, который был в Иерусалиме, конечно, освящен молитвой, но это просто камни, которые сложены для того, чтобы объединять людей вокруг Бога. Но если в их сердце вражда, то и в храме люди не объединятся. Они и в храме будут враждовать между собой. Они будут спорить, не станут исполнять заповеди Божии и в храм придут для того, чтобы побороться с Богом и показать свою гордыню. Поэтому, как говорил апостол, первомученик и архидиакон Стефан, храмом Божиим должно стать человеческое сердце, и к этому должен каждый стремиться. За его правду, за его обличение, за то, что он исповедовал Спасителя Сыном Божиим, он был убит иудеями, побит камнями. И после него полились реки христианской крови. Но для нас, для христиан, страдания ради Христа — это радость. Поэтому великая радость для каждого последующего за Христом то, что Он пришел в мир, родился и дал нам возможность, независимо от того, как к нам относятся враждующие с Богом и старающиеся нас своей злобой уничтожить, радоваться, что мы с Богом, что Он в нашем сердце, и мы можем стать Его живым храмом. Эту радость не может отнять у нас никакая человеческая злоба, никакие страдания, никакие мучения.
Прославляя Рождество Христово, дорогие братья и сестры, постараемся, как и архидиакон Стефан, ныне прославляемый первомученик, стараться из своего сердца сделать жилище Божие, чтобы Господь пребывал в нас. А если человеческая злоба нас окружает и гонит, то, как Спаситель бежал от нее, так, бывает, и христиане, конечно, по промыслу, повелению Божию, могут избегать человеческой злобы, уходить от нее. Не все могут, во-первых, претерпеть мучения, а, во-вторых, иногда промысел Божий заключается не в том, чтобы быстрей пострадать, а в том, чтобы как можно больше внести любви и мира в общество. Если бы Господь был убит воинами Ирода, то тогда не совершилось бы Крестных Страданий, спасения человеческого рода. В истории человечества было множество случаев, когда святым во время гонений являлись Ангелы, и был глас Божий, чтобы они уходили из каких-то мест, потому что они еще не выполнили полностью своего предназначения. Потому что они еще могли принести большую пользу и, может быть, после этого они с радостью страдали и предавали свои души Богу. Дело христиан быть послушными Творцу и Создателю, стараться быть вместе с Ним, хранить Его в своей душе и знать, что Господь, Его промысел, владеет сердцем и душой каждого человека. Он для нас, может, непонятен, но, если смотреть на промысел Божий не из нашей маленькой человеческой жизни, а с точки зрения вечности, то Господь всегда делает так, чтобы человек как можно больше в своей жизни принес пользы ближним и Богу и сподобился как можно больших наград в Царствии Небесном.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.