Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 7-ю по Пятидесятнице, свв. отцов шести Вселенских Соборов. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангельский рассказ сегодня нам говорит о том, как Господь совершил два чуда: исцелил слепых и изгнал бесов. Но прежде, чем исцелить слепцов, Господь спросил у них, имеют ли они веру, и когда получил утвердительный ответ, исцелил их. «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф. 9:27-30).
Церковь живой организм, и жизнь его заключается в живой связи с Богом. Эта живая связь и называется верой, когда человек живет вместе с Богом, когда Господь в его душе, в его сердце, в помышлениях, и вся его жизнь пропитана евангельским учением.
В первые времена, в первые три века, особенно во время, когда жил Спаситель и Его ученики, люди могли непосредственно общаться с Самим Спасителем и с теми, кто Его видел, слушал. Ни у кого не возникало никаких вопросов. Никто не приходил к Апостолам и не спорил с ними, что это мне нравится, то не нравится, это буду исполнять, а то не буду. Человек отдавал всего себя Богу. Своей душой, своим сердцем соединялся с Ним, жил в Боге. Это была живая вера. Для нас это может быть непонятно. Потому что у нас, на самом деле, нет никакой веры. И живем мы не с Богом и не со Спасителем, и не думаем о Нем, Он не рядом с нами, а далек от нас. Апостол Павел на первое место потому и ставил веру, что это не просто какое-то умозрение, сумма знаний, мудрость человеческая, а это жизнь с Богом. Как он писал: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Все, что существовало, вся жизнь была связано с Богом. Многие приходят и спрашивают: «Если я поеду, допустим, в гости к кому-то, или пойду еще куда-то, как мне себя вести?» Явно вопрос задает не христианин. Но если он верующий, то неужели его веры не хватает, чтобы сходить в гости, пообщаться с соседями или еще какую-то мелочь сделать? Не говоря уж о соблюдении заповедей Божиих.
Сегодня мы празднуем память святых отцов шести Вселенских Соборов. Прошли первые три века, когда люди общались со Спасителем, с Его учениками, учениками этих учеников, которые могли еще рассказать о живой вере учеников и Апостолов, их последователей, когда люди причащались каждое Богослужение, и в их жизни ничего не было кроме Христа, остальное было просто дополнением. Наступили иные времена. Вера стала пропадать из сердца, из души человека. Человек стал воспринимать христианство умом. Вместо веры у людей появился идол самолюбования, гордыни, поклонения своим знаниям, и возникли многочисленные ереси. Потому что, на самом деле, когда не общаешься вживую с Богом, не имеешь опыта живой жизни во Христе, когда Он далек от тебя, тогда появляется много фантазий. Так же, как после грехопадения. Человек видел Бога, потом был изгнан из рая. Дети, внуки, правнуки Адама уже не имели никакого понятия о Боге, и появилось множество фантазий, множество всяких религий, множество всяких искажений. Потому что одно дело жить с Богом, и другое — поклоняться своему внутреннему идолу, которого сам же и придумал. С распространением христианства и восприятием веры умом, а не сердцем появилось много всяких ересей. Люди стали сомневаться в Божестве Спасителя, в Его непорочном рождении, что Он является истинным Богом и так далее, во многих христианских истинах. Святые шести Вселенских Соборов — это те отцы, которые старались своей жизнью, своими трудами людям показывать образец живой веры. Показывать истину для слепых, для нас, которые следуют за своим незрелым, несовершенным, слепым умом. Отцы шести Вселенских Соборов старались оградить человечество от слепой безжизненной веры, ведущей в пропасть. Они собирались для того, чтобы указать истинное направление жизни с Богом, чтобы хранить живую, неповрежденную веру в своем сердце: не ту, которая нам нравится, и которую мы сами хотим себе создать со всяким комфортом для себя, а ту живую веру, которая хранит нашу душу, сердце, которая дает нам благодать и общение с Богом.
Сегодня мы чтим память этих святых отцов, неповрежденно сохранивших нам истины христианской веры, показывающих нам наше безумие и слабоумие, когда мы верим в себя и в свой несовершенный разум, и величие, чистоту и красоту веры христианской. Постараемся хранить живую веру в Бога, приобретать ее, потому что сложно жить с Богом в несовершенном мире, да еще когда сам страдаешь многими греховными повреждениями, затуманенным разумом, слабой волей и всякими страстными желаниями. Нам необходимо хранить веру, следовать заповедям Божиим, потому что, когда мы обретем Христа, то Господь заменит нам в живой вере все, что мы якобы потеряли в греховной жизни.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.