Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 8-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Когда Спаситель ходил с проповедью по Израилю, Его всегда сопровождало множество народа, потому что людей привлекали кротость, милосердие и любовь Спасителя. Душа человека, живущего в греховном мире, когда увидит чистоту внутреннюю, духовную, стремится к этой чистоте, пытается подражать ей, и поэтому множество народа шло за Спасителем, слушало Его поучения о том, как из себя страстного, греховного и ничтожного создавать богатую, красивую внутренне, полноценную личность.
И вот однажды, как повествует Священное Писание, Спаситель проповедовал, люди Его слушали целый день, потому что душа человеческая не может насытиться благодатью, исходящей от Бога. И в конце дня Спаситель спросил у учеников Своих, могут ли они чем-либо накормить многочисленный народ. Ученики ответили, что у них только пять хлебов и две рыбы. И тогда Спаситель велел всех рассадить, благословил хлеба и рыбу. Все насытились и осталось двенадцать больших корзин пищи. Это чудо было совершено не над одним человеком, а над многими людьми. Одних только мужчин было более пяти тысяч. Людей было очень много, и все вкусили благословленные Богом хлеб и рыбу.
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (Мф. 14:15-20).
Это насыщение народа прообразовало будущую Евхаристию, когда множество людей по всему миру будут вкушать Тело и Кровь Христовы и насыщаться духовно, утоляя свой внутренний духовный голод. Это насыщение также является чудесным, потому что укрепляет и нашу душу, и наши телесные силы, помогает нам в земной жизни. Это насыщение показало и то, что человек, живущий с Богом, пребывающий в Нем, забывает о своих недугах, о своих скорбях, о земных неурядицах, потому что душа человеческая, насыщенная благодатью Божией, живет в ином благодатном мире, в мире без скорбей, болезней, страстей и грехов. Для каждого христианина это цель его веры, его жизни: жить с Богом в Небесном Царстве, в благодати, общении с Ним, в молитве и благодарении. И уже здесь, на земле, Господь показывает людям, что, если мы внутренне близки к Богу, то и внешне вокруг нас все преображается. Те же самые предметы и та же самая пища приобретают иные свойства, иные качества. И даже тело человеческое изменяется, становится и нетленным, и благодатным.
Недалеко от Константинополя жил один подвижник, который проводил время в уединении, в тишине, в молитве, питался только сухарями и водой из родника. И вот однажды к нему пришел переодевшийся византийский император. Переоделся он в одежду простого воина, пришел к старцу, чтобы послушать его поучения. Разговор длился очень долго. Император увидел на стене у подвижника мешочек с сухарями, и вдруг он почувствовал голод, и ему захотелось поесть пищи. Он попросил отшельника, чтобы тот угостил его сухариками. Подвижник обрадовался, пошел, принес родниковой воды, помолился, благословил сухарики и воду. Император вкусил и потом сказал подвижнику, что он, на самом деле, не простой воин, а император, ежедневно пробует много всяких яств, любых, какие только существуют в мире, но никогда не ощущал такой сладости и блаженства от вкушения пищи и простой воды. Подвижник ему ответил, что это не просто сухарики и вода, а они благословлены Богом, Господь Своей благодатью так преображает эту скудную пищу, что она заменяет подвижнику все яства, которые существуют в мире.
И мы, дорогие братья и сестры, слушая евангельское повествование о чудесном насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек, также должны помнить, что и наше, как внутреннее, так и внешнее благополучие, наше насыщение своей души, своего тела зависит от того, насколько близок к нам Господь. Благословляет ли Он нашу жизнь, наши дела, то, что мы делаем. Благословляет ли Он нашу пищу и питие, соблюдаем ли мы Его заповеди. И если соблюдаем, то Господь Своей благодатью может совершить и совершает для нас многие чудеса, подает нам все необходимое с избытком, из простого делает самое необходимое для нашего тела, организма. Все зависит от нашей веры, послушания Богу.
Постараемся слушать Бога, как слушали Его, внимали Ему пять тысяч человек, забыв все, что существует в земной жизни, нести христианскую веру в своей жизни, исполнять Его заповеди, и Господь чудесно заменит нам все потребное в жизни сей.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.