Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Преображение Господне. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Незадолго до Крестных страданий Господь, чтобы показать Своим ученикам и Апостолам, что Он принимает страдания по Своей воле, а не по принуждению, взошел на гору Фаворскую, взяв троих учеников, здесь преклонил колена, стал молиться, и вид Его преобразился. Явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали со Спасителем о Его предстоящих страданиях. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17:1-3).
Почему же Спасителю явились пророки Моисей и Илия? Иудеи часто обвиняли Спасителя в том, что Он нарушает заповеди Моисея. И на горе Фаворской явился сам Моисей, который принял заповеди от Спасителя и показал своим явлением, что все ветхозветное законодательство исполняется во Христе. Господь не нарушил заповеди Моисея, а восполнил их и завершил законодательство ветхозаветное, став законодателем Нового Завета. Это явление было для иудеев, которые обвиняли Спасителя в том, что Он не исполняет ветхозаветный закон. Беседовали со Спасителем Илия и Моисей о предстоящих страданиях, о Кресте, тем самым показывая, что каждый христианин должен нести свой жизненный крест, потому что только через крестоношение мы сподобимся быть вместе со Христом, и наш крестик станет маленькой частичкой в Его большом Кресте. Поэтому нам необходимо смиряться, нести свой жизненный крест и идти за Спасителем.
Господь показал ученикам только малую часть Своего Божественного величия. Был слышен глас с Небес, удостоверяющий истинность Его Божества, чтобы Его слушали. «Се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
Господь не захотел, чтобы Его чтили, почитали и поклонялись за Его могущество, за Его силу Божественную, а хотел, чтобы люди поклонялись Ему и чтили Его за любовь к нам, за Его страдания ради нас, за Его смирение и кротость.
Многие из нас стремятся к тому, чтобы завоевать какую-то власть и этой властью угнетать других, думая тем самым себя прославить. Но Господь показал всем нам образец служения ближним. Поэтому Он и сокрывал от людей Свою Божественную силу, Свое всемогущество, а показывал кротость, смирение, любовь, милосердие к ближним. Показывал немощи человеческой плоти. Это образец для нас, чтобы и мы старались вести себя кротко, милостиво, со смирением, милосердием и добротой к своим ближним. Только любовь, кротость и доброта остаются в памяти у человека. И поэтому за всю Свою земную жизнь Господь только на горе Преображения показал Свое Божество, Его малую толику, всего лишь троим Своим ученикам и Апостолам, показывая, что и нам нужно жить в кротости, смирении, в своих человеческих немощах, нести любовь и доброту своим ближним.
Это для нас является хорошим поучением. Поучением того, чтобы мы скрывали какие-то свои таланты, силу, крепость, а показывали свое милосердие и кротость. Только этим можно завоевать любовь ближних и угодить Богу.
Сегодняшний праздник показывает нам и силу нашей молитвы, когда человек со смирением и кротостью обращается к Богу. Господь преклонил колена, помолился, и сила молитвы проявилась в Его Преображении. Когда мы молимся, Господь Своим могуществом, Своей благодатью посещает нас, преображает нас, очищает от всякой скверны и просветляет наш внутренний духовный мир, создавая в нашей душе начало Царствия Божия.
Постараемся, дорогие братья и сестры, в кротости, молитве и послушании исполнять заповеди Божии, обращаться к Нему с молитвой и помнить о том, что все наше величие заключается только лишь в любви к Богу и ближним.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.