Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спустившись с горы Преображения, Спаситель встретил юношу, который был одержим злым духом. Отец обращался за помощью к Его ученикам, но они не смогли ничем помочь отроку, которого бес мучил и бросал то в огонь, то в воду. Спаситель спросил у отца, имеет ли он веру, и когда тот исповедовал свою веру, исцелил отрока. А ученикам на вопрос, почему же они не смогли исцелить юношу, Спаситель ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой.
«Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:17-29).
Пост — это не какое-то ремесло, не привычка, так же, как и молитва не является привычкой для человека. Они являются духовным подвигом. А так как это духовный подвиг, то естественно, что и наша плоть, и наше сознание противятся ему и не желают ни поститься, ни молиться. Часто как ум, так и плоть восстают против поста и молитвы. Но этот духовный подвиг необходим каждому христианину. Без него христианин слаб, немощен и подпадает под власть как злых духов, так и грехов, страстей.
В одиннадцатом веке в Киево-Печерской Лавре жил монах Никита. Он пришел к игумену и стал просить, чтобы тот его благословил пребывать в затворе. Игумен возражал и говорил: «Ты еще слишком молод, это очень опасно, этот подвиг не для тебя. Я тебе дам послушание служить братиям, и в этом служении ты спасешься». Но молодой монах Никита никого не послушался, заперся в своей келье и стал усиленно молиться, поститься. Через несколько лет таких трудов диавол решил его искусить. И вот Никита услышал голос, кто-то ему сказал: «Никита, ты уже спасен, ты достиг больших высот». Никита услышал и стал спрашивать: «Господи, что же мне еще сделать?» А диавол, который ему говорил, ответил: «Ты не можешь выдержать моего вида, поэтому я пошлю к тебе своего ангела, который скажет, что тебе делать». Явился бес в виде ангела и сказал: «Молиться тебе не надо. Читай Ветхий Завет». А Никита был совершенно неграмотным. Но стал читать, и не просто читать, а весь Ветхий Завет он знал наизусть. А диавол в виде ангела стоял рядом и делал вид, что молится за Никиту. Он стал говорить Никите много из того, что совершается в различных местах, угадывать некоторые события, так как диавол тоже очень умен, много знает и, исходя из своих умственных способностей, может о чем-то догадываться даже наперед. Пошел народ к Никите, и он многим предсказывал, что может совершиться в их жизни. Святые отцы Киево-Печерские поняли, что с Никитой что-то совершается неладное, разломали дверь, вывели его, стали расспрашивать, что с ним случилось. Он им рассказал. Они стали у него выпытывать, что он знает из Ветхого Завета. Он говорит: «Ничего не знаю, я даже читать не умею». Новый Завет он совсем не читал. Никита образумился, понял, что игумен, который давал ему послушание, чтобы он смиренно служил своим собратиям, был прав, стал исполнять свое монашеское послушание и впоследствии стал епископом Великого Новгорода.
Диавол явился Никите и в первую очередь сказал, чтобы он не молился. Потому что молитва, как говорят святые отцы, это вершина всех добродетелей. И без молитвы совершить какую-либо добродетель человек практически не может. Молитва это не только вершина добродетелей, но и наша защита, наша крепость и сила. Один преподобный подвижник видел молящегося монаха, и когда тот читал молитву, как будто огненный столб выходил из его уст и достигал неба. Бесы не могли подойти к этому монаху, потому что огонь пожигал их.
Пост тоже человеку необходим. Преподобный Нифонт воспитывался у своих очень богатых сродников, ни в чем не имел нужды, и вот однажды его сродники собрались в Иерусалим поклониться святыням. Когда они приехали в Иерусалим, Нифонт увидел икону Страшного Суда. К нему подошла чудная Жена и стала объяснять, кто за что мучается, пребывает в аду. Нифонт слушал, пришел в ужас и спросил у этой Жены: «А что мне делать, чтобы не попасть в эти страшные мучения?» И Жена, которая была Божией Матерью, ответила ему: «Постись, не вкушай мяса, чаще молись и спасешься». После этого Нифонт стал вести иную, подвижническую жизнь, и исполнять завет Божией Матери.
Пост и молитва — это не просто какая-то традиция. Это не просто какой-то обычай, а это суть жизни человека, христианина. Это суть нашего внутреннего духовного подвига. Это и проявление любви к Богу, и наша верность и послушание Ему, и наша жертва для Него, и наше внутреннее смирение. Поэтому, дорогие братья и сестры, нам нужно исполнять заповедь Божию о посте и молитве, чтобы и нас, если мы не охраняем себя молитвой, не смиряем постом, не постигло вражие искушение.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.