Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Долгие пятьдесят лет супружеской жизни святые праведные Иоаким и Анна ждали свое Дитя. В Ветхом Завете считалось, что если супружеская пара бездетна, то это страшное наказание от Бога за какие-то грехи. Потому что все ждали Спасителя, каждый иудей хотел войти в родство с будущим Спасителем, и чем больше было детей, тем большим считалось благоволение Божие и вероятность, что от семейства мог появиться Тот, кто спасет не только иудейский народ, но и весь мир. И если Господь не давал детей, то считалось, что Бог вычеркнул этих людей из списка возможных быть Его сродниками. Значит, эти люди не угодили Богу, вели себя непристойно и находились в поношении у всего иудейского народа. Даже священники Иерусалимского храма укоряли этих людей в том, что они неправедно живут.
Однажды святой праведный Иоаким, а был он из царского Давидова рода, жил богато, пошел на большой праздник в Иерусалимский храм принести жертву Богу. В Иерусалимском храме священник его укорил, сказав, что он наказан от Бога бездетством и, наверное, имеет тайные грехи. А один из стоявших иудеев сказал Иоакиму: «Что же ты идешь впереди меня? Ты даже не оставил своего потомства Израилю». Праведный Иоаким расстроенный ушел в пустыню, туда, где паслись его стада, наложил на себя сорокадневный пост.
А святая праведная Анна жила в Назарете, тоже пребывала в посте и молитве. Через сорок дней Ангел Господень явился святой праведной Анне, сказав, что от нее будет потомство: Дочь, которая превзойдет всех среди родившихся жен. В это же время Ангел явился святому праведному Иоакиму и известил о рождении потомства, велев идти в Иерусалимский храм, где он встретит свою супругу, праведную Анну. Святые праведные Иоаким и Анна одновременно пришли в Иерусалимский храм, встретились у храма, рассказали об ангельском благовести, помолились в Храме и дали обет, что будущее Дитя будет посвящено Богу. После этого зачали Ребенка, Дочь, которая появилась на свет по благодати Божией. Потому что святой праведной Анне был уже семидесятый год, а святой праведный Иоаким был еще старше на три года. По естеству, конечно, родить святая праведная Анна не могла. Но у Бога побеждается естества чин. Иоаким и Анна принесли свое потомство не только на радость Израилю, но и всему миру.
Смысл их жизни оказался велик, как и подвиг, который они несли, пятидесятилетнее поношение, смирение, с которым они все терпели. Великий подвиг принес необыкновенный Плод. Смысл человеческой жизни, как считали иудеи, состоял в том, чтобы что-то оставить после себя значимое, доброе, великое. Оставить после себя какую-то пользу людям, своему потомству. Плод, который принесли святые праведные Иоаким и Анна, оказался выше плода всего человечества. Бесплодное для Бога человечество, хотя и рождало многих детей, но они были не способны воспринять невместимого Бога. И вот неплодство человеческого рода прекращается через чудесный Плод святых праведных Иоакима и Анны. Уже само зачатие, само отношение к рождению, ко всему, что происходило с праведными родителями, показывает, насколько велика была их вера. Эта вера воплотилась в их Дите, Святой и Преблагословенной Владычице нашей Богородице.
После того, как святые праведные Иоаким и Анна посвятили свою Дочь Богу, привели Ее в Иерусалимский храм, Ее мать, святая праведная Анна, переселилась из Назарета в Иерусалим и стала жить рядом с Иерусалимским храмом, видя, как воспитывают ее Дочь. Через два года скончался святой праведный Иоаким, а через пять лет скончалась святая праведная Анна. Но, как чудесно было рождение Божией Матери, так же чудесно было Ее воспитание. Она стала тем благодатным Ребенком, который принес в мир радость каждому человеку и всему человечеству. В Божией Матери мы видим свою Заступницу и Помощницу. На земле любой человек немощен, слаб, обманчив и непостоянен, а Она как помогала, так и вечно будет помогать каждому человеку, обращающемуся к Ней. Она наша Заступница и Помощница. Трудно себе представить жизнь христианина, да и вообще любого человека, без помощи и заступничества Божией Матери. Этот Плод оказался величайшим из жен, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Мы Ее прославляем. Прославляем Ее родителей, которые также были праведны и святы, потому что такая великая Жена не могла родиться от грешников. Они очищали себя благодатью Божией, постом, молитвой, совершили великий подвиг, и еще больший подвиг совершила их Дочь ради каждого из нас, ради всех нас. Хотя Она при рождении Младенца не испытала скорби и болезни, но потом вся Ее жизнь была сплошной скорбью и болезнью за поношение и поругание Ее Сына, за Его страдания и мучения.
И мы, дорогие братья и сестры, постараемся внести в жизнь и свой плод, оставить после себя что-то благое окружающим. Постараемся, живя по заповедям Божиим и исполняя их, проявлять любовь к ближним, не роптать на то, что в жизни нам встречается, с любовью, молитвой и постом стараться после себя оставить благую и добрую память. В этом смысл человеческой жизни. Сегодняшний праздник нам еще раз напоминает о нашем предназначении и нашей ответственности не только перед Богом, но и перед теми, кто живет вместе с нами. Помолимся Божией Матери, чтобы Она укрепила нас на нашем жизненном пути, дала силы и крепость оставить после себя благую память.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.