Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Спаситель неустанно проповедовал Свое слово людям. За Ним следовало множество народа, но Он знал, что лишь немногие из тех, кто Его слушает, кому Он помогал, станут Его верными последователями, полюбят Его, проявят к Нему свое послушание, и по этому поводу рассказал притчу о сеятеле, который сеял семя, слово Божие. Это семя падало на разную землю: на дорогу, на камень, в терние, и лишь немногие зерна падали на добрую землю и приносили плод. Земля — это человеческие души, это мы с вами. Семя — это слово Божие.
«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:5-15).
Конечно, мы все считаем, что мы добрая земля, которая приносит плод в 30, 60, 100 крат. Но не всегда так бывает. Неслучайно Господь человеческую душу уподобил земле. Во-первых, потому что в то время практически все люди жили на земле, возделывали ее и знали, как много труда надо вложить, чтобы она накормила, принесла плод. В некоторых странах люди устраивают огороды даже на скалах, если они находятся недалеко от моря. Собирают камни на скале, выравнивают небольшой участок, камнями огораживают его, собирают водоросли в море, приносят на этот участок, в расселинах скал собирают небольшие кусочки земли и так получают небольшой огород. Порой на это уходит не один год. И все, кто когда-либо обрабатывал землю, знают, что как бы ты ни трудился, даже если ты будешь вставать утром, а затем вечером из этой земли выбирать терние, сорняк, волчцы, то все равно на следующий день они опять появятся. Казалось бы, земля заражена тернием и волчцами. А если ее не обрабатывать, то она сама собой превращается в камень. Поэтому ее надо не меньше двух раз в году вскапывать весной и осенью, чтобы она не превратилась в жесткий камень.
Человеческая душа тоже как земля. Человека практически невозможно освободить от сорняков и терний. Даже если мы будем трудиться над собой и днем, и ночью. Те подвижники, которые трудились над собой, понимали, насколько человек пребывает во грехе, и говорили об этом. Говорили о том, что человек и рождается, и живет во грехе: «се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7), а все, что в нем свято — это от Бога. В то же время, эта притча говорит о том, что мы рождены для неустанного труда над собой. Не для того, чтобы отдыхать и наслаждаться, а для того, чтобы трудиться над собой, возделывать свою душу, очищать свое сердце неустанно изо дня в день. И каждый день этот труд повторяется. Потому что практически все приходят и говорят: «Вот, батюшка, я исповедовался, а ведь опять совершаю те же самые грехи». Опять растут в нас эти сорняки, страсти, к которым мы привыкли. Мы превращаемся в дорогу, над которой летают и хищные птицы, по ней пробегают многие суетные мысли, различные идеологии и философские учения, которыми увлекается человек. Он впадает то в одно, то в другое. Как ветер нас колышет то в одну, то в другую сторону. И часто, как говорит Спаситель, даже если слово Божие пускает в нас свои корни, то наступает время, когда мы отступаем от Бога. А происходит это потому, что очень часто мы приходим в храм и сами себя здесь обманываем. Многие приходят за счастьем, за светлым будущим, думают, что здесь они прославятся, сделают что-то необычайное, будут в почете и уважении. Вообще, часто идут для того, чтобы показать себя, забывая о том, что показывать-то нечего. А идти в храм нужно для того, чтобы Господь помог нам совладать с собой, чтобы совсем не погибнуть, не превратиться в страшное, ужасное, грязное животное. И величие в храме не наше, а Божие, а мы здесь никто и ничто. А мы часто приходим не для того, чтобы Богу послужить, возлюбить Его, совершить Ему послушание, а чтобы по своей гордыне засвидетельствовать свое присутствие и подстроить под себя, свой эгоизм, страстную жизнь заповеди Божии. Что нам не нравится, мы не принимаем, отталкиваем Бога, а что хотим, то создаем. И, в общем-то, поклоняемся даже не Богу истинному, а собой созданному, своему внутреннему идолу. Поэтому, когда начинаются трудности, как сказал Спаситель, гонения или поношение, причем заслуженные, за наши грехи, неправильную жизнь, мы начинаем роптать, ну, конечно же, не на себя, потому что мы святее всех. Начинаем роптать на Бога, как же Он неправильно с нами обходится! А мы такие умные и совершенные! И все-то мы делаем правильно. Но нет у нас ни веры, ни любви. Нет у нас ничего, и мы этого не замечаем.
А чтобы услышать слово Божие, нужно потрудиться над собой. Многие приходят и говорят: «Вот, я читаю Священное Писание и ничего не понимаю». Один подвижник, когда к нему пришел ученик и сказал, что он больше не будет читать Священное Писание, потому что ничего не понимает, ответил, что нужно не только читать толкования Священного Писания, но и очищать свое сердце и душу. Потому что только чистая душа, покорная Богу, смиренная, любящая Его, может понять слово Божие. И порой человеку приходится очень много потрудиться над собой, над своей жизнью, чтобы понять простые истины.
Один подвижник прочитал одно место Священного Писания и никак не мог его уразуметь. Он постился и молился 70 недель, то есть, больше года. И все равно Господь ему не открывал смысл слов Священного Писания. Тогда он сказал сам себе: «Пойду-ка я к своему брату, он мне все объяснит». И только он закрыл за собой дверь, ему явился Ангел и сказал: «Господь послал меня к тебе изъяснить Священное Писание, потому что 70 недель, которые ты постился и молился, не принесли тебе никакой пользы. А когда ты смирился и пошел к брату, то Господь послал меня к тебе изъяснить слово Божие».
Господь нам говорит, что только в нашем терпении, в нашей любви к Нему, терпении себя, своих немощей, страстей мы можем приблизиться к Богу. Мы можем понять себя, свою жизнь, сравнить ее с тем, что говорит нам Господь. Потому что, когда мы читаем Священное Писание, то с нами беседует Сам Господь. Когда мы молимся, мы с Ним беседуем, а когда мы читаем Священное Писание, Он с нами беседует. Священное Писание всегда было у христиан в особом почете, на особом месте, и читалось оно всегда ежедневно. Никто никогда ничто не изменял, ни одного слова в Священном Писании, потому что это глаголы Духа Божия, Духа Святого.
Одному монаху в монастыре после смерти стал являться бывший чтец этого монастыря, который скончался. Он стоял в дверях его кельи нагой и весь черный как обгоревшая головешка, и говорил: «Я искажал Священное Писание и поэтому так мучаюсь». Брат думал, что это наваждение бесовское. Но являвшийся просил его, чтобы он всем рассказал о нем. И после многократного обращения этого несчастного монах рассказал всем в монастыре, в каком виде он видел брата, искажавшего Священное Писание. А мы его искажаем не только на словах, но и в своей жизни, в своих делах, в своих поступках, приспосабливаем к себе, пытаемся выдать свою жизнь за образец послушания Богу. Но всякий наш обман будет наказан.
Постараемся, братья и сестры, себя и свою душу очищать от грехов, трудиться над собой неустанно, непрерывно, стараться не подпадать под влияние различных искушений, испытаний, страстей и грехов, которые наполняют нашу жизнь, а любить, верить, слушаться Бога и исполнять Его Божие слово.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.