Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все очень часто задаем себе много вопросов о том, какова цель и смысл нашей жизни. Много вопросов у нас возникает по поводу несправедливости, царящей на земле, о жестокости, об обмане, который существует в человеческом обществе и много других. Потому что мы очень часто путаем земное и небесное. Мы иногда думаем, что здесь, на земле, можно построить Царствие Божие, идеальное общество, создать совершенного человека. Но это никогда не получалось и не получится. В утопических идеях мы часто гибнем, запутываемся и становимся орудием в руках страстей и пороков. Мы якобы стремимся к лучшему, идеальному, а на самом деле, к невозможному и нереальному. Напрасно тратим свои умственные и физические способности, но ничего не получается. Не получается из-за того, что мы духовно несовершенны.
Человек всегда хотел заглянуть в будущее, в мир иной, но об этом мире все рассказано в Священном Писании. Когда на околоземную орбиту запустили радиотелескоп «Хаббл», который и сейчас летает, то его направили на так называемый центр вселенной, место, откуда расширяется наша вселенная, как считают, точку зарождения вселенной. И что же там увидели? Увидели необыкновенный город и Ангелов. Эти фотографии телескоп передал на землю. Ученые даже стали измерять рост Ангелов. Все это отчетливо видно. Кажется, не нужно нам никаких доказательств, все существует в реальности. Но, тем не менее, мы ищем здесь, на земле, какого-то идеала, и никогда его не получим.
Об этом говорит сегодняшняя притча о богаче и Лазаре. ____«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).
Притча говорит о том, что несправедливость в человеческом обществе была и есть. Есть порочные люди, названные в притче богачом, которые здесь веселятся, живут в довольстве, в пороках и грехах. Главное их богатство состоит именно в их порочности. Здесь они имеют почет, а Господь таких даже не называет по имени. Потому что это ничтожные люди, которые будут вечно мучиться, будут никем и ничем. Они окажутся той соломой, теми дровами, которыми будут топить печь в аду. Как их назвать? Да никак. Это будет продолжаться вечно. Небольшой почет, какая-то несправедливость, огромное море пороков и страстей, и все это меняется на вечные мучения, вечное уничижение и забвение. На то, чтобы быть никем и ничем вечно. И показана добродетель в лице Лазаря, который мучился, может быть, несправедливо, но терпел обиды, оскорбления, не роптал, и Господь даже дал ему имя, которое вошло в вечность. Потому что личность, не искаженная грехом и пороком, это чистота и величие духовное, которые будут вечно пребывать с Богом и становиться все величественнее и чище, претерпев на земле небольшие унижения ради вечной славы и жизни с Богом.
Притча отвечает на все наши вопросы, которые мы задаем, пытаясь исказить свою жизнь, найти оправдание своей порочности и грехам, нежеланию жить по заповедям Божиим. Пожалуйста, трудись, работай над собой, и все это не пропадет у Бога, окажется твоей заслугой и наградой. Единственное, чего нет у нас, это желания трудиться над собой. Богач, порочная личность, в аду, когда понял, насколько он ничтожен, вдруг вспомнил о том милосердии, которого не хватало ему здесь, на земле, о своих братьях. У него появилась жалость к кому-то, в первую очередь, конечно, к себе. Может, братья спасутся и помогут ему выйти из тьмы кромешной, ужаса и страха. Он просит, чтобы его братьев, которые тоже порочны, вразумить каким-либо чудом.
Так и мы часто ходим и ищем чудес. Да то, что мы живем, это уже величайшее чудо. Господь наградил нас многими дарами, что может быть чудесней! Нам не чудо нужно, у нас не хватает внутреннего желания служить Богу, любви к Нему. А чудеса нас окружают, мы в них живем, только не хотим видеть. Для нас нужно такое чудо, чтобы мы всю жизнь прожили в пороке, а потом чудесно оказались чистыми и благодатными, и больше нам никакого чуда не надо. Все ждут этого чуда, его желают. Ничего не делать, купаться в страстях и грехах и получить незаслуженное. А остальные чудеса — их множество. Просто мы не хотим их видеть, не желаем.
Господь показывает, что порочный человек получит свое, а добродетельный примет от Бога награду, окажется личностью и величиной перед Богом и в Боге. Нам только необходимо приложить свои усилия и свой труд. Мы забываем о милосердии, не хотим его совершать. Святой праведный Иоанн Кронштадтский одному человеку, который говорил, что его одолевают нищие, писал: «Нищие — это милость Божия. Если они Вас преследуют, то это милость Божия Вас преследует. А разве можно бежать или бояться милости Божией?» А мы бежим от Бога, от Его милостей к нам. Мы бежим к пороку и потом обвиняем всех и вся.
Постараемся, дорогие братья и сестры, не забывать о том, что наша жизнь продолжится в вечности. Там не будет никакой несправедливости. Сам Господь каждому воздаст по его делам. Постараемся трудиться над собой, проявлять в своей жизни любовь и милость к ближним, веру в Бога, очищать свое сердце и душу, чтобы сподобиться быть рядом с Богом в Его Царствии Небесном.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.