Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

У человека есть болезни видимые, которые можно увидеть, поставить диагноз, вылечить какими-то лекарственными средствами, а есть болезни, невидимые для нас, но они существуют. Этих болезней тоже множество. Они касаются нашей души. Так как мы душу не видим, они для нас бывают невидимыми. Мы часто ходим с этими болезнями до той поры, пока они в нас не проявятся.
Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении гадаринского бесноватого, в котором находилось множество бесов, целый легион. Его духовная болезнь проявлялась во внешнем поведении, и поэтому все видели, что он себя странно ведет, совершенно неадекватно, как сейчас говорят: живет в пещерах, в гробах. Раньше хоронили людей в пещерах. Он не одевал одежду, зачем-то бил свое тело и пытался себя умертвить.
Господь пришел и исцелил этого больного, а жители Гадаринской земли после того, как бесы вселились в свиней, попросили Его удалиться. Бесы не по повелению Божию вселились в свиней, просто Господь не воспрепятствовал им это сделать. Свиньи под воздействием нечистых духов злобы бросились в озеро и потонули.
«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:26-39).
Господь, когда творил, сначала сотворил мир невидимый, мир Ангельский. Но часть ангелов, как считают святые отцы, до трети, возгордилась и по своей гордости отпала от Бога и пребывает вне Его Божественной благодати. Господь сотворил человека, чтобы он совершенствовался и занял место этих падших ангелов. Поэтому диавол всегда рассматривал человека как своего конкурента и старался исказить промысел Божий о человеке. Не допустить того, чтобы человек приблизился к Богу, постоянно Его славословил, пребывал с Богом на месте падших ангелов, все более и более совершенствовался.
Диавол старается унизить человека, оторвать от Бога и для этого употребляет разные хитрости. Этих хитростей очень много. Если мы посмотрим на евангельское повествование и послушаем внимательно, то увидим, что первой вместе с диаволом в человека вселяется злоба. Если человек злой, мстительный, не любит ближних, не хочет ни с кем примириться, всегда считает себя правым, то явно человек одержимый. Может быть, бес, который владеет этим человеком, его умом и душой, не проявляется по-другому, а проявляется в злобе. Бесов множество и действуют они на всех людей. Если мы посмотрим на историю, да не только на историю, а на сегодняшний день, мы увидим, как легко и быстро человек озлобляется. Как легко собрать людей для того, чтобы совершить какой-то злобный поступок. Даже можно поднять многие народы, озлобить их. И мы видим, как сейчас на наших глазах, при нашей жизни совершаются многочисленные революции не только в нашей стране, но и в других странах, как люди быстро озлобляются. Вроде бы, совсем недавно страна жила мирно, народ был тихий, спокойный, и вдруг неожиданно все изменились. Изменились до того, что в своей озлобленности доходят до безумия, и льются реки крови. Диавол, бес владеет нами и, когда нужно, он собирает тех людей, которые в его власти, и творит с ними что захочет. Причем, эта злоба очень часто, почти всегда, просто безумная. Когда она кончается, никто не понимает, зачем все это нужно было, какова цель, каковы плоды всего этого? Сами же страдают и ничего не получают. Просто находятся в состоянии беснования. Это состояние может пребывать и в одном человеке, и в группе людей, и в целых народах и странах. Власть диавола распространяется на очень многих людей, практически на всех. «На все Царства мира и славу их,» (Мф. 4,8) как сказано в Священном Писании.
Но диавол проявляет себя не только в злобе. Его хитростей очень много. Когда человек, например, хочет с кем-то помириться, а ему внушается внутренняя мысль: «А зачем, ты прав. Зачем ты себя будешь унижать? Тот человек совсем недостоин того, чтобы просить у него прощения». Это тоже одержимость бесовская. Диавол думает всегда, что он хитрее всех, в том числе, и Бога. И может Бога обмануть. Эти мысли внушаются и нам. Это безумие вкладывается постоянно. Даже в храм мы приходим и думаем: «А как обмануть Бога и заповеди Его не исполнить, не послушаться Его, а сделать так, чтобы мне было хорошо». Все хитрят, мудрят, заставляют батюшек придумывать различные правила для каждого индивидуально. Кто-то хочет одно, другой не хочет. Кто-то поститься желает не в пост, а помимо поста, а в пост не хочет. Другой думает, что при подготовке к Причастию то не надо, а это нужно. Все стараются обхитрить. Эта хитрость тоже от диавола. Это он пытается обмануть Бога. Это тоже одержимость. Если мы посмотрим на себя, то увидим множество проявлений одержимости. Но очень часто в нас наша одержимость скрывается до поры до времени, пока не проявится в каких-либо обстоятельствах. Эти обстоятельства — милость Божия, Господь показывает нам наше несовершенство, нашу удаленность от Него, нашу немощь и подчиненность злым силам.
Беснование — это и те грехи и пороки, в которые мы впадаем. Беснование — это все, что мы творим, нарушая волю Божию. Воздействие диавола на нас происходит постоянно. Нам тяжело помолиться, мы забываем о молитве, чтении Евангелия, забываем о посте, а диавол не спит и не отдыхает. Он всегда трудится для того, чтобы кого-либо соблазнить, искусить, кому-либо навредить. Поэтому святые отцы и приучали себя к непрестанной молитве, к тому, чтобы ум не рассеивался, к постоянному трезвению. Потому что диавол, как сказано в Священном Писании, постоянно ходит и ищет, кого поглотить. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Это его сущность, его внутренне содержание, и в этом заключается его ничтожество, почему и называют его «бес», то есть, «ничтожество», «ничто».
А святые отцы приучали себя, показывая нам пример, к постоянному служению Богу. Преподобный Серафим Саровский всегда переживал и говорил: «Почему человек не может постоянно славословить Бога, как Ангелы?» Мы призваны к этому. В этом наша жизнь, наша радость, и для этого мы созданы. Все остальное — это мучения. Все остальное — это не жизнь, а иллюзия жизни. Все остальное — не радость, а обман.
Мы сегодня слушали евангельское повествование и видели, как изменяется человек. Бесноватый до того, как пришел Спаситель, жил в гробах, не одевался в одежду, его сковывали цепями, он их разрывал. И вот, вышли нечистые духи, и он со смирением сидит у ног Спасителя. Он стал совершенно другим человеком. Какое изменение! Пришли жители Гадаринской земли, увидели его, и ужас объял их. Ужас оттого, что они увидели, в этом человеке себя. Да, кто-то не бился о камни, жил в нормальном доме, одевался в одежду, но его пороки и грехи не позволяли и не позволяют этому человеку быть с Богом, находиться у Его ног, слушать Его слово и исполнять Его заповеди. У каждого свои пороки, свои грехи, желание жить без Бога, пребывать в своей страстности, и люди ужасаются оттого, что можно быть беспорочным, праведником, и находиться у ног Спасителя. А если мы посмотрим на себя, этот ужас пережили все мы. Вспомним, как для нас, если мы сознательно шли в храм, было страшно прийти в храм помолиться, как было страшно приступить к Таинствам Исповеди и Причастия, попросить прощения у Бога, как нам не хотелось поститься и молиться. Мы поймем, что мы те же самые жители Гадары, которые боятся Спасителя и пребывают в разной степени беснования.
Слушая евангельское повествование об исцелении бесноватого, постараемся посмотреть на себя, увидеть нашу порочность и то, что нас удаляет от Бога, не позволяет быть у Его ног в смирении и послушании. Приложим силы, чтобы наша борьба с духами злобы завершилась нашей победой и пребыванием с Богом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.