Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 24-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В храм мы часто приходим с одним и тем же вопросом: несмотря на наш возраст, наше положение, мы спрашиваем себя, как законник, подошедший к Спасителю: «Что нам сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Люди часто приходят в храм уже совсем немолодые, прожившие жизнь, как и законник, и всю свою жизнь мучаются этим вопросом.
Законник знал ответ на свой вопрос. Он знал его теоретически, но не хотел исполнять заповеди Божии в своей жизни. На вопрос Спасителя, в отличие от многих из нас, которые не знают заповеди Божии, он ответил очень грамотно. Потому что в Ветхом Завете, собственно говоря, таких заповедей не было. Их можно было сказать, только прочитав Ветхий Завет и уяснив его дух. Он ответил, что нужно возлюбить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением своим и ближнего, как самого себя. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:25-28).
Здесь, в храме, эту заповедь повторяют нам много раз. Но мы живем своей жизнью. Есть учение церковное, жизнь Церкви, а есть жизнь наша. И часто они почти не соприкасаются. Может, только изредка, когда мы приходим в храм на исповедь, на Причастие. А так, собственно говоря, в повседневной жизни мы даже не задаемся вопросом: «А живем ли мы так, за кого себя выдаем? А исполняем ли мы какие-либо заповеди?»
Законник, знавший ветхозаветное учение, но живший совсем по другим правилам, пытается себя оправдать. Он говорит, конечно, обманывая себя и пытаясь обмануть Спасителя, о том, что у него есть желание исполнять заповеди, но он не находит им применения, потому что не знает, кто является его ближним, и к кому можно применить эту заповедь. Спаситель рассказывает не только для законника, но и для всех нас, поучительную историю о милосердном самарянине. Человек попался в руки разбойников. Шли мимо из Иерусалима в Иерихон сначала священник, потом левит. Прошли мимо, не оказав помощи несчастному. И вот прошел самарянин, иноплеменник, человек не иудейского вероисповедания, но увидел нуждающегося, помог ему, зашел в гостиницу и оставил на его содержание деньги.
«Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:29-37).
Эта притча говорит нам о том, что человека не спасает ни его сан, ни его положение, ни его национальность, ни какие-то другие особенности. А единственное, что нас спасает, наша любовь и милосердие. И препятствуют этому наша злоба и эгоизм. Мы всегда можем себя оправдать. Шли священник и левит, возвращались из храма к себе домой. Прошли короткий путь. А самарянин пришел издалека, потому что Самария находилась гораздо дальше Иерусалима. Он куда-то путешествовал. Естественно, у него было гораздо меньше времени и возможности оказать милость. Да к тому же он что-то с собой, наверно, в путешествие взял, был утружден чем-то, но ничто ему не помешало оказать любовь и милосердие. Он не искал себе оправдания. Он просто творил добро, несмотря на то, что ему встретился иноплеменник. Он оказывал помощь тому, кто в его помощи нуждался.
Мы порой очень часто не видим нуждающихся из-за того, что у нас злое и жестокое сердце. В древности жил один философ Анаксагор. Когда он стал уже старым, его любимый ученик Перикл стал его презирать. И Анаксагор решил умереть голодной смертью. Перикл стал его уговаривать, что так делать нельзя, его мудрость, ум, его знания нужны людям. И Анаксагор ответил: «Перикл, если кто-то нуждается в светильнике, то в него нужно всегда добавлять масла». Это масло — наша любовь и уважение к ближним, в которых нуждаются многие окружающие нас люди. Милосердие и любовь — лучшее украшение души и помощники людям в тяготах земной жизни, они и есть соль жизни человека.
Сегодня мы чтим память апостола Филиппа. Он проповедовал в разных странах, и под конец своей жизни был схвачен язычниками. Его повесили, но вдруг земля разверзлась, и все были поглощены землей. Тогда апостол Филипп взмолился, чтобы Господь помиловал тех, кто дал ему возможность соединиться с любимым Учителем. Земля вернула всех поглощенных, а апостол Филипп скончался.
Милосердие и любовь свели на землю и Спасителя, Который даровал нам все необходимое для того, чтобы наша душа жила вечно и в блаженстве. Святитель Филарет, митрополит Московский, память которого будет на предстоящей неделе, учил в одной из своих проповедей, что наша любовь к ближним не должна быть меньше нужды этого ближнего в нашей помощи. То есть, если кто-то нуждается в помощи, то мы не просто должны ему мимолетно помочь, а необходимо помогать до тех пор, пока этот человек нуждается в нашем милосердии и в нашей любви. А для того, чтобы в нас не оскудевали милосердие и любовь, нам нужно просить ее у Источника милости и любви — Спасителя. Потому что Он подает нам силы и крепость совершать добрые дела, мы немощны и слабы, и нам не хватает сил для того, чтобы помочь ближним. Если мы начинаем какое-либо добро, Господь нас укрепляет и помогает в нашем доброделании.
Постараемся, дорогие братья и сестры, нести милосердие и любовь своим ближним, потому что в этом нуждаются многие из тех, кто нас окружает, чтобы свет Христова учения и Божественной благодати всегда светился в нашей душе и сердце.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ