Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю по Богоявлении. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Священное Писание говорит нам сегодня о том, что людям, сидящим во тьме и сени смертной, воссиял Свет велий. Праздник Крещения еще называется Просвещением. Почему? Потому что человек, живущий во грехах, не знающий истинного Бога, находится во тьме, не может понять окружающий мир, для него все, что существует, бессмысленно, и Бог для него тоже является совершенно непонятным. До пришествия Спасителя люди пребывали во тьме неведения, в которой и сейчас пребывают те, кто не просвещен Светом разума. Но Бога познать умом невозможно. Познать Бога, Его Царствие Небесное можно только чистым сердцем. Поэтому первые слова Спасителя для того, чтобы людей привести к Богу и просветить, были слова о покаянии, о внутреннем очищении человека. Потому что только чистые сердцем могут увидеть Бога своими духовными очами, познать мир Божественный, узнать, что такое Царствие Небесное. «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).
Человеку неподготовленному, пребывающему в страстях, в грехах на самом деле не нужно Царствие Небесное. Он просто не понимает: «А зачем? У меня есть пища. Полный холодильник, у меня костюмов тридцать штук, у меня все есть, еще запасы какие-то». Он просто не понимает, что такое духовная жизнь, зачем вообще это нужно. Его душа мертва. А мертвая душа человеку не дает возможности познать ни себя, ни Бога, ни Царствие Небесное.
Народ, живущий без Бога, пребывает во «тьме смертной» (Мф. 4:16), как сказано в Священном Писании. Это те, кто не просвещен евангельским светом, не крещен, не очищает свое сердце от грехов, от страстей. Человека нужно подготовить к принятию Царствия Божия. Его нужно воспитать, очистить, потому что это совсем другая жизнь, совсем другие правила: не холодильник, набитый продуктами, не сотни костюмов, не богатые яхты, не роскошные виллы, а «радость в Святом Духе» (Рим. 14:17). Это радость внутренняя, богатство духовное, богатство сердца и души, которое нельзя приобрести ни на какие материальные блага. Оно приобретается только верой, трудами по вере, любовью к Богу. Спаситель вышел на проповедь покаяния, чтобы просветить людей, подготовить их к принятию Царствия Божия.
Почему говорится, что только через Крещение, познание Бога и принятие Христа человек может попасть в Царствие Божие? Не потому, что там ворота закрыты, или туда дорогу не проложили, а потому, что мы не готовы. Потому что в нашем сердце нет этой дороги к Богу. Потому что наша душа накрепко закрыта для Царствия Божия, для Бога, для Его Божественной благодати. Нам, как кажется, хватает земных греховных удовольствий, скотского питания и каких-то развлечений. Для того, чтобы понять себя, осознать высшим творением Божиим, которое выше всего земного, греховного, страстного, которое создано для вечности и пребывания в духовной, а не в плотской радости, нужно пройти какой-то путь. Для этого нужно человека подготовить. И Спаситель поэтому вышел на проповедь для того, чтобы просветить сердца и души людей, через таинство Крещения очистить человека, даровать ему новые возможности: как духовные, так и умственные, способность познавать Бога, а через таинство Покаяния вновь себя очищать.
Все святые шли этим путем. Потому что другого пути нет. Уходишь ли ты в пустыню, в горы, в леса, в монастырь или остаешься дома, заводишь семью — все равно путь один: очищение себя. Для кого-то необходимо закрыться где-то, уйти в лес, а кто-то может взять на себя подвиг не только себя очистить, но и своего супруга, воспитать детей в чистоте, сделать гражданами Царствия Божия. Этот подвиг не меньше, чем подвижничество в монастыре или где-то в пустыне. Это тоже тяжелый труд: труд созидания не только своей личности, но и воспитания ее в своих детях, в своих ближних. Христианин — подвижник, труженик. Христианин тот, кто не боится идти за Христом. Тот, кто старается жить внутри себя, в своей душе по законам Божественным, по законам Царствия Божия, которые принес сюда, на землю, Господь и дал нам возможность приобщиться к Нему.
Сегодня, в неделю по Богоявлении или Просвещении, мы должны задуматься о том, просвещены ли наши сердца и души, очищаем ли мы себя, чтобы увидеть Бога, познать Его, подготовить себя к Царствию Небесному. Это главная задача нашей жизни. Она заключается не в том, чтобы приобрести какие-то материальные блага или сохранить свое здоровье, чтобы у нас зуб не выпал, или кости не скрипели, или чтобы лысина раньше времени не появилась. Эти задачи второстепенные. Главное состоит в том, чтобы в нашей душе не появилась проказа греха, болезнь страстей, которые загубят не только наше смертное тело, но и бессмертную душу. Сегодня, слушая слова Священного Писания, дорогие братья и сестры, постараемся, чтобы свет Божественный, который Господь принес на землю, осветил и наши души, наши сердца, чтобы мы шли по пути познания Бога и приобщения себя к Его Царствию.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.