Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

31 декабря 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель как Бог и Человек нес в человеческое общество любовь, милосердие, доброту. Его любовь и милосердие проявлялись в тех делах, которые Он творил. И сегодня Евангелие нам рассказало, как Спаситель, зайдя в синагогу, увидел одержимую, бесноватую женщину, которую скорчил бес, и она много лет не могла выпрямиться. Божественная любовь не могла пройти мимо страдающего человека. Господь ее исцелил. Но начальник синагоги и с ним некоторые законники  возроптали,  потому что был день субботний. Он возроптал на то, что в субботу нельзя совершать даже добрых дел, а делать их нужно в другое время. Господь обличил его, сказав, что он и сам милосерден, и он в субботу кормит и поит скотину, совершает добрые дела. Но, конечно, это не вразумило начальника синагоги, и свою злобу он и законники оставили внутри себя.
«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13: 10-18)
Почему же так происходит? Почему происходит так, что мы понимаем умом, что все сделано правильно, но что-то внутри нас восстает против милосердия Божия, против любви. А восстает в нас наша страсть – страсть зависти. Страсть зависти, как говорили святые отцы, является корнем всех зол. Денница по зависти восстал против Бога и превратился из Архангела в сатану. Каин убил по зависти своего брата. По зависти убивали Пророков. Да и вообще, зависть – это такой грех, который нигде не дает человеку покоя. Завистливый человек не может послушаться, не видит своих недостатков, а замечает недостатки других. Завистливый человек злится на любовь, проявленную не к нему, а к другому человеку. Он всегда зол и по зависти готов совершить любое преступление, в том числе, и убийство. Спаситель был  предан на Крестную смерть тоже по зависти первосвященников, законников, Иуды-предателя. «Зависть примет люди ненаказанные,» — сказано в песнопениях Великопостного Богослужения, то есть зависть обвиняет и безвинных людей.
Если мы будем внимательно наблюдать за собой, то поймем, что зависть таится в каждом из нас и порой проявляется совершенно неожиданно в разных обстоятельствах жизни. В том числе, и в храме, и в семье. Стоим мы в храме, кто-то исповедуется, кому-то священник уделил больше внимания, и уже это нас раздражает. Мы не знаем, какие вопросы решаются, может быть, человек подошел, решает вопрос жизни и смерти, а нам завидно. И бывают случаи, старушка стоит, смотрит, с кем-то священник побеседовал, как-то особо благословил, подойдет и толкнет этого человека. Или в уме подумает, позавидует.
Зависть не дает спокойствия и  в семье. Брат завидует брату, сестра сестре. Жена  ревнует и завидует мужу, муж жене, и порой доходит до преступления. Сколько было случаев, мы знаем, в школе нам преподавали, как Павлик Морозов по зависти предал своих родителей. А сколько случаев было, когда муж предавал жену, а жена своего мужа. Потом, может быть, и скорбели, но ничего с собой сделать не могли. Неужели  законник, начальник синагоги, не понимал, что Господь совершил чудо, оказал милость бедной несчастной женщине, каждая минута для которой была ужасным страданием, и невозможно было ждать. Но он не мог совладать с собой, со своим грехом зависти, и открыто говорит об этом, сам не зная, зачем.
Грех делает нас безумными и скованными, неразумными и слепыми. Мы порой не видим самого очевидного, отрицаем истину из-за своих страстей и грехов.
Сейчас Церковь нас готовит к Рождеству Христову. Гордый, завистливый мир принял родившегося Спасителя в холодной пещере, в убогих яслях, тем самым, показывая, что в мире греха и страстей нет места милосердию и любви Божией, нет сострадания. В этом мире не почитаются добродетели, которые гонятся, поносятся, с ними воюет греховный человеческий род. Церковь нас подготавливает к встрече со Спасителем, чтобы пришел праздник Рождества Христова, а мы подготовились. Чтобы в нашей душе не было того холода зависти, равнодушия и гордыни, который не позволил  нашей душе обрести Спасителя и в убогих яслях. Как чадолюбивая Мать, Церковь нам показывает: есть такие грехи, от которых надо избавляться каждому, с которыми нужно бороться, чтобы родившийся Спаситель со Своей Божественной благодатью и любовью обрел теплое место и в нашем холодном сердце, помог нам избавиться от нашей страстности, мучающей и губящей нас. Церковь на примере исцеления бесноватой женщины и начальника синагоги показывает нам, что мы все, согбенные грехом, нуждаемся и в исцелении, и в милости Божией, но наша гордыня, наша зависть восстает против этого, и мы сами  себя лишаем Божественных даров. Наше сознание, волю и ум сковывают бес и страсти, одолевающие нас, и мы не можем уразуметь и увидеть Бога, Который всегда рядом с нами и помогает нам в нашей жизни.
Постараемся избавляться от страсте6й с помощью Божией, с помощью молитвы и поста, чтобы Господь освободил нас от страшных оков нашей греховности.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.