Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 36-ю по Пятидесятнице. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Спаситель со Своей проповедью шел в Иерихон, и по дороге Ему встретился один слепой, который стал просить об исцелении. Окружающие Спасителя ученики просили его замолчать, но он еще громче просил Спасителя об исцелении. Господь его услышал, подозвал, узнал его просьбу и исцелил его по вере его, как сказал Спаситель. «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». (Лк. 18:35-43).
Мы, дорогие братья и сестры, бываем в своих просьбах к Богу не так настойчивы и не имеем такой веры, как евангельский слепой. Его останавливали, а он кричал еще сильней. Его пытались отодвинуть от Спасителя, а он, наоборот, старался к Нему подойти. И Господь услышал просьбу этого человека. Он любит всех одинаково и подает просимое, но не всегда сразу. Святые отцы считают, что, во-первых, если человеку подавать просимое сразу, то, получив что-то без труда, мы не ценим того дара, который дал нам Господь. С другой стороны, Господь Своим промедлением приучает нас к молитве, к постоянству в ней. Потому что если мы просим Бога о чем-то, то мы разговариваем с Ним, общаемся. Это общение всегда для нас благотворно. В нем мы обретаем иную жизнь. Порой несколько минут общения с Богом для нашей души бывает таким отдохновением и освобождает нас от такого множества грехов, что мы начинаем жить по-иному. Своим промедлением Господь приучает нас к молитве, к общению с Собой и к тому, чтобы мы ценили те дары, которые он нам дает.
Один монах в монастыре ежедневно читал правило. Через какое-то время по нерадению, по лености он отвык от чтения правила. Решил снова читать правило, начал читать, но ему стало тяжело, и он никак не мог вычитать правило полностью. Он пошел к старцу посоветоваться, узнать, как ему поступать. Пришел, рассказал о себе, о своих обстоятельствах, и старец привел ему пример. Был один человек, который имел землю. Одно время он ее обрабатывал, но потом перестал, она заросла сорняками, терниями, волчцами. Он позвал своего сына и сказал ему: «Иди, посмотри мою землю и обработай». Сын пришел на поле, увидел, что оно все заросло сорняками, множеством сорняков, не захотел трудиться, а просто лег и целый день спал. Так он делал много дней подряд. Как-то однажды спрашивает его отец: «Ну что, ты обработал поле?» Тот говорит: «Нет». Отец пошел посмотреть. Пришел на поле, увидел, что оно все в сорняках, спрашивает сына: «А что же ты делал?» Он ответил: «Я увидел, что много сорняков, ложился и спал». Отец ему сказал: «Если бы каждый день ты убирал сорняки хотя бы с того места, где спал, то поле уже давно очистилось бы, и ты исполнил бы мою просьбу». Сын после этого стал ходить на поле, убирать сорняки и в скором времени очистил его. Старец говорит нерадивому монаху: «Начинай все постепенно, но трудиться надо обязательно, потому что если не будешь трудиться, сорняков будет все больше и больше, и ты как нерадивый раб не получишь награды от Господа».
Так и у нас часто бывает, дорогие братья и сестры, что мы страшимся, сначала впадаем в грехи, потом диавол нас пугает множеством наших грехов. Вдруг нам на ум приходит, как много мы сделали всякой скверны, и вся наша жизнь — это сплошной грех, а поле нашей души — это сплошные сорняки, тернии, волчцы. Мы начинаем приходить в уныние. У нас пропадает вера, и мы забываем о том, что с помощью Божией можно выкорчевать из себя любое количество сорняков, грехов, страстей. Воля Божия всегда в том, чтобы нам помочь. Но нужна и наша воля. По одной только воле Божией не совершается наше спасение, если мы не приложим к этому и свою волю, свой труд, свое начинание.
Сегодняшний евангельский рассказ учит нас тому, чтобы мы постоянно общались с Богом, и Господь рано или поздно услышит наши просьбы и молитвы, как услышал слепца и кровоточивую женщину, которая тоже много лет страдала, всех тех, кто многократно обращался к Нему со своими просьбами, и кого Он исцелял. А наши грехи и страсти порой бывают нам на пользу, если мы осознаем свои немощи, начинаем ценить тот дар, который дает нам Господь, стараемся постоянно общаться с Богом, и понимаем, что все благое и наше исцеление совершается и по нашей воле, и по воле Божией. Постараемся очищать свою душу от грехов, обращаться к Богу с молитвой, с просьбой и ценить те дары, которые Он нам дает.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.