Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь о мытаре и фарисее. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь нам сегодня предлагает притчу о мытаре и фарисее. В храм Божий пришли два грешника: один из них фарисей, а другой мытарь. Фарисей обращается к Богу и благодарит Его за то, что он особый человек. А мытарь просто стоит, бьет себя в грудь и просит прощения. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 10-14).
Это вечная притча, которая касается каждого из нас. Фарисеи в Ветхом Завете — это были ученые мужи, которые посвящали себя, свою жизнь изучению Священного Писания. Они считались самыми умными и грамотными в иудейском народе. Учились они практически всю жизнь, старались не только выучить Священное Писание наизусть, но и знали, сколько букв и слов в каждой из книг Ветхого Завета. Это были люди, которые посвящали себя, как сейчас говорят, науке. Но самое интересное, как фарисей, ученый муж использует науку. Может быть, он учился для того, чтобы помогать тем, кто мало знает, учить их? Может быть, для того, чтобы быть милосердным, добродетельным? Может быть, он так много учился для того, чтобы вести за собой людей к Богу? Оказалось, нет. Учился он только с одной целью, чтобы сказать: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11). Зачем тогда всю жизнь учиться? И что самое интересное — этот грешник, ученый, определяет свое внутреннее состояние. Он говорит: «Я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Он сам определяет свое внутренне состояние, свой дух агрессии, свою гордыню. Потому что человек агрессивный может обвинить совершенно безвинного человека. Казалось бы, как можно придраться к мытарю, который даже в храм не вошел, стоял в притворе, опустив глаза, бил себя в грудь и говорил, какой он великий грешник? Но дух агрессии может обвинить совершенно безвинного человека. И фарисей сразу причислил того, к которому, казалось бы, нет никаких замечаний, человека, плачущего о своем состоянии, к прелюбодеям, грабителям, обидчикам. Совершенно неспровоцированное обвинение.
Дух агрессии, дух зависти, как сказано в Священном Писании, «примет люди ненаказанные», даже тех, к кому нельзя придраться. Он придумает за них все, сочинит их жизнь, все их дела, припишет не весть что. А мытарь — это тоже состояние души, состояние смирения, покоя, послушания Богу. Состояние благодатное. Человек, который приближается к Богу, очищает свое сердце и душу, получает благодать от Бога, радуется жизни, ощущает плоды общения с Богом и боится их потерять. Поэтому он старается те блага, которые дает ему Господь, распространить на своих ближних, на окружающих, боится кого-то обидеть, как мытарь, даже взглянуть на кого-то, чтобы не потерять благодатный дух общения с Богом. В этом состоянии пребывают люди, которые знают, что цель их жизни не здесь, на земле, и не в том, чтобы унизить кого-то и возвыситься, обидеть, оскорбить, а в том, чтобы нести то блаженство, которое дает Господь, в общество, своим ближним, всем окружающим. Разное состояние людей разрывает связь между ними. Дух агрессии отрицает все. Отрицает и то, что рядом с ним находятся люди. Отрицает даже родственные отношения. Отрицает иерархию и Бога.
Не случайно мы сегодня в молитве новомученикам читали, что дух каинова братоубийства посетил нашу землю. Каин и Авель два брата. Но у одного дух агрессии, дух фарисея, который ненавидит всех и вся и даже самого Бога, если Господь сделает не так, как он хочет. И мирный дух Авеля. Дух агрессии отрицает всякие родственные отношения. Он просто готов уничтожить все, что существует вопреки его воле и что его обличает. Даже идет против кровных, близких уз.
Сегодня мы отмечаем память новомучеников и исповедников Российских. Кто-то страдал, а кто-то веселился на могилах своих сродников, пиршествовал и жил блистательно, проливая кровь своих собратьев. Интересно, что среди гонителей оказалась значительная часть так называемой интеллигенции, образованных людей, ученых, профессоров, которые, собственно говоря, и шли во главе этого движения, потому что впитали в себя не дух Божественной благодати и смирения, а дух гордыни и агрессии. И разделили людей даже не по родственным связям, а на тех, кто с Богом и кто борется с Ним. Вот пришли фарисей и мытарь в храм. Неужели они не понимали, что здесь есть Хозяин и не просто Хозяин, но Судья? Неужели ученый фарисей, который знал наизусть весь Ветхий Завет, не знал, что Господь будет его судить и определит его по делам и поступкам в то место, которое он заслуживает? Мы слышим в Священном Писании, как Судья говорит, что мытарь вышел более оправданным. Фарисей даже не понимал, что он стоит перед Судьей, перед Которым он будет отвечать. В своем безумии он всех судил и приписывал несуществующее своему ближнему. То же самое безумие посетило и нашу землю. Среди наших соотечественников и тех, которые, может быть, оказались пришельцами на нашей земле, поселился дух агрессии, который обвиняет любого безвинного человека во всех смертных грехах. Стали всех поголовно обвинять: «Этот буржуй, этот кулак, этот контрреволюционер, заговорщик. этот антисоциальный элемент. Найдем, в чем обвинить каждого». Так же, как фарисей приписал мытарю самые страшные грехи, которые тот никогда не совершал и даже не думал о них. И полилась братоубийственная кровь. Дух агрессии требует крови, мучений ближних, тех, кто своей жизнью обличает непослушание Богу, противление Ему, желание занять Его место и быть судьей. А человеческий суд всегда неправедный. Это тоже сказано в сегодняшней притче. Но мытарь и фарисей часто живут в нас даже не раздельно, а вместе. Бывает, в какой-то период времени человека может посетить благодать Божия, и он смиряется перед Богом как мытарь. А бывают моменты, когда в нас просыпается гордый, злобный, человеконенавистнический дух фарисея, когда мы готовы обвинить всех и вся в любых страшных грехах для своего оправдания.
Как-то один человек мне рассказывал про высокого чиновника, руководителя из провинции. «Вы знаете, когда этот чиновник приезжает в Москву, то это совершенно другой человек. Я его просто не узнаю, потому что он, когда появляется перед еще большими фарисеями, понимает, какой же он мытарь, слабый и немощный. Когда он появляется перед теми, кто его может обвинить в любых грехах, которые он не совершал, то приходит в ужас и понимает, насколько же он немощен и слаб».
Сегодня Церковь, дорогие братья и сестры, предложила нам вечную притчу о мытаре и фарисее для того, чтобы и мы следили за собой: кто же в нас живет и как проявляется, когда фарисей, когда мытарь, и неужели мы так вечно будем лицемерить? Ведь, если наше лицемерие и получится перед людьми, то перед Богом оно будет нам только в осуждение. Поэтому постараемся посмотреть на себя: какой дух в нас живет? Если нет у нас духа мира, благодати и послушания Богу, желания послужить ближним, быть милостивым к окружающим и строгим к самим себе, то, значит, нам предстоит еще много поработать над собой, чтобы изгнать из себя, из своей души фарисейский дух агрессии, который отвращает нас от Бога, удаляет от Царствия Небесного и создает в нашей жизни многие тяжкие проблемы.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.