Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Сретение Господне. 2011 г.

30 июня 2011

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На сороковой день по Рождестве Спасителя родители принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному закону посвятить Дитя Богу. Эта традиция в израильском народе была со времен египетского рабства, когда Ангел Господень велел мазать двери кровью агнцев, чтобы ангел смерти проходил мимо. Божия Матерь с праведным Иосифом пришли в Иерусалимский храм. «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Лк. 2:22-23). Здесь их встретили старец Симеон Богоприимец и праведная Анна. Старец Симеон был один из тех, кто переводил Священное Писание, книгу пророка Исаии с еврейского на греческий язык. Когда перевод коснулся предсказания Духа Святого, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), Симеон засомневался, посчитал, что это ошибка: как может Дева родить? И стал исправлять. Тогда, как сказано в Евангельском повествовании, Дух Святый сказал ему, что он не умрет до тех пор, пока не встретит Христа и не примет Его на свои руки. Он очень долго жил, около трехсот лет ждал этого времени. За это время он многое понял, осознал величие Божие и безумие ума человеческого, смирился перед Богом и жил по воле Божией. Дух Святой сказал ему, когда необходимо идти в Храм. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2:25-29). И также сказал, что «Сей лежит на падение и на восстание многих» (Лк. 2:34).
Не только каждый человек, но и целые народы определяют свою жизнь, свое будущее по отношению к Спасителю. Это отношение очень часто сопровождается духом нашего сопротивления. Потому что есть такое сладостное слово «свобода». Человеку всегда кажется, что его кто-то ущемляет, и в первую очередь, конечно, Господь. Свободу он понимает в том, что не будет слушаться Бога, станет с Ним воевать, проживет не в мире, а во вражде, но зато свободным, как он считает. Этот дух сопровождает нас с самого детства. Даже неразумные дети, которые еще не могут ничего сказать, уже проявляют свою волю, у них непроизвольно есть понятия «хочу» и «не хочу», «буду» и «не буду». То есть дух противления проявляется в нас постоянно. И в нас он бывает с самого рождения, с самого зачатия. Наше противление Богу и называется первородным грехом или наклонностью ко греху. «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих,»(Рим. 7:21-23) — пишет апостол Павел. Это противление сопровождает всю нашу жизнь. Постарше становимся, нам опять что-то не нравится: старшие, воспитатели, учителя, потом власть не нравится. В Храм приходим, узнаем порядки Божественные — все не нравится. Это так называемый дух свободы, а на самом деле, дух противления, дух диавольский, дух борьбы с Богом. Через это проходят все люди. Ни одного человека не было на земле и не будет никогда, который не прошел бы через это испытание и вышел или побежденным или победителем.
Поэтому Симеон, понявший за долгие годы суть своей жизни, и говорил, что «лежит сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2:34). Он был уже старцем, когда переводил Священное Писание, но дух свободы, дух противления властвовал над ним. Он знал, что переводит Священные Книги. Он был ученым, знал, что Дух Святой диктовал каждую букву, каждое слово пророку Исайе. И вдруг он восстал против этого как неразумное малое дитя. Он посчитал, что его человеческий разум выше благодати Божией. И тогда, как сказано в Священном Писании, Дух Святой сказал ему, что он не умрет, пока сам не познает все на себе. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). И вот он жил долгие триста лет и понял, что без воли Божией совершенно ничего не совершается, никакое слово Божие не пропадает, все в точности исполняется, и никакие наши желания бороться с Богом не приносят нам пользы, а только вредят. Всякое желание так называемой свободы, господства разума оказывается безумием перед Премудростью Божией и Духом Святым. Не раз, а тысячи раз он плакал о том, какой же он был глупец и насколько он немощен. Шли дни, годы, слабели его кости, мышцы, тело, человеческая природа старела, дряхлела, пыталась отойти в землю, но слово Божие оказалось выше всего естественного. И не одну ночь, а десятки и сотни проплакал он, понимая, насколько он безумен. Он так смирился перед волей Божией, что, как сказано в Священном Писании, «Дух Святый обитал в нем» (Лк. 2:25). То есть, он стал жить полностью по воле Божией, совершенно отвергнув свой несовершенный человеческий разум, какие-то свои жалкие познания. Он понял, что вся премудрость только в Боге, ничего своего у человека нет и быть не может, и вся свобода заключается в послушании Ему. Симеон пришел в такое состояние мира с Богом, что когда принял на свои руки Спасителя, то с миром отошел ко Господу.
Это задача каждого из нас. Хотя мы и рождаемся с зачатками противления воле Божией, стремимся к так называемой свободе или торжеству глупости над нами, торжеству нашего человеческого безумия, но цель наша заключается в том, чтобы наша жизнь закончилась, наконец-то, миром с Богом. Чтобы мы рано или поздно осознали, насколько мы немощны, неразумны, слабы перед благодатью Божией, чтобы мы покорились ей, и для нас общение с Богом, послушание Ему, исполнение Его воли было радостью. Тогда наступает уже здесь, на земле, мир с Богом в душе. Об этом мире мечтали все святые, стремились к нему. Почему они брали на себя подвиг юродства? Прожить триста с лишним лет, наверное, даже тяжелее, чем возложить на себя подвиг юродства, мучиться от своей беспомощности, слабости телесной столько лет, чтобы понять свою немощь. Святые потому и накладывали на себя подвиги, чтобы отсечь дух противления, обрести мир с Богом, жить по воле Божественной благодати и прийти к Богу как святой праведный Симеон с мирным духом и с радостью.
Сегодня, отмечая праздник Сретения Господня, дорогие братья и сестры, будем помнить, что и наша встреча с Богом, как встреча святого праведного Симеона неизбежна. Если мы не поборем наш дух гордыни и противления здесь, на земле, а останемся побежденными, то она будет для нас трагична, печальна, а не радостна. Поэтому постараемся, следуя примеру святого праведного Симеона и многих святых, смирять себя перед Богом, жить по Его воле, стяжать благодать Святого Духа и встретить кончину в мире душевном.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ