Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 33-ю по Пятидесятнице. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня неделя о Закхее. Читалось Евангелие о том, как один начальник мытарей — Закхей встретил по дороге в Иерихон Спасителя, залез на дерево, на смоковницу, а затем с радостью принял Спасителя в своем доме и пообещал исправиться, превратиться из жестокого сребролюбивого чиновника в добродетельного милосердного христианина. Пообещал, что тем, кого обидел, возвратит вчетверо.
«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 9:1-10).
По нашим понятиям Закхей, вроде бы, ничего особенного и не совершил. Почему же Евангелие о Закхее читается каждый год накануне Великого поста в особые подготовительные недели? Какой подвиг совершил этот маленький человек? Залез на дерево. По деревьям многие умеют лазить. Пообещал, что больше никого не будет обижать, а тех, кого обидел, вознаградит. Такие обещания мы часто делаем. Обещаем исправиться, стать другими. Но Закхей исполнил свое обещание. Он совершил подвиг. Вспомним, как Господь однажды встретил богатого юношу. Этот юноша исполнял все заповеди Божии. Он не был таким грешным, как Закхей. Сказал, что от юности сохранял все заповеди, хранил их, исполнял, и Господь ему сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19;21). Да, этот человек был честный, порядочный, неиспорченный, как сейчас говорят, и ему была предложена великая честь: быть рядом со Спасителем, стать Его последователем быть в числе учеников и ближайших людей. Юноша отказался. Всю жизнь, как он считал, был хорошим, совершал жизненный подвиг, исполнял все заповеди Моисея, а просто отказаться от земных благ и полюбить блага Небесные он не сумел. Он исполнял заповеди Божии только в рамках своего благополучия. Хорошо ему — он исполняет. Это ему нравилось, и жизнь, вроде, хорошая, и трудностей нет. И вот ему предложили совершить подвиг: откажись от благ, пойди, потрудись, получишь великие духовные блага, Царствие Божие, вечное блаженство. Он оказался не готов и отказался.
Этот юноша олицетворяет каждого из нас. Мы с самого раннего детства прилепляемся к чему-то земному, к благам. Кто-то книжки собирает, кто-то монетки, кто-то тряпочки или украшения, еще что-то. И нам порой бывает тяжело отказаться от всего этого. А вместе с захламленностью в нашем доме захламляется и наша душа. Вроде бы, мы ничего плохого не делаем, но и хорошего от нас тоже ждать не приходится. Потому что хорошее только для себя. Ну, а с Богом на паритетных началах: Ты мне, я тебе, это я сделаю, а Ты уж мне за это не слишком много, но, чтобы мне хватило.
Человек, которого все считали грешником, который себя считал плохим человеком, мытарь, обижавший многих людей, Закхей, вдруг совершил подвиг. Пренебрег не только богатством, но и своим высоким положением, которого добивался и стремился всю жизнь. Господь узрел его сердце, чистоту, любовь к Богу, этот человек вдруг в одночасье сказал: «Не нужно мне ничего», Господь не предлагал Ему быть Своим учеником, Закхей сам изъявил желание, сказав: «Я сам совершу этот подвиг только по любви к Богу и больше ни к чему и ни к кому». Церковь приводит его нам в пример, чтобы и мы понимали, насколько суетна земная жизнь, насколько она непостоянна, все ее блага иллюзорны. А когда человек полюбит Бога, он сразу понимает, что его любви к Богу все это мешает. Мешает его внутренней духовной чистоте. Мешает многозаботливостью, потому что надо много уделять внимания, чтобы все сохранить, чтобы все было в надлежащем состоянии. Когда человек любит Бога, ему порой некогда и за собой-то посмотреть, потому что он всю свою жизнь, каждую минуту, отдает Любимому. Но до этого нужно пройти какой-то путь.
В одной стране в Африке жил мытарь Петр, который был старшим над всеми мытарями, собирал подати, служил местному царю, но был очень жестоким и никогда никому не оказывал никаких милостынь. Однажды нищие, бедные поспорили, и один сказал, что он выпросит у Петра милостыню. Он подождал возле дома Петра, тот вышел с тележкой, в которой были хлеба, и повез их во дворец. Нищий стал кричать, просить о милостыне. Петр искал камень, чтобы бросить в нищего, но не нашел. Взял хлеб и кинул хлебом. Нищий его поймал, пошел и сказал, что он получил милостыню от Петра. Через несколько дней Петр очень сильно занемог, заболел. Ему казалось, что он уже приближается к смерти. Ему было видение, он увидел себя на Суде, и бесы в образе эфиопов показывали, сколько он зла сделал за свою жизнь. Ангел ничего показать не мог. Не считая того, что Петр совершил милостыню, хоть и невольно, но подал хлеб нищему. Положили этот хлеб, и он перевесил все его злые дела. Тогда Петру было сказано: «Иди и прибавляй к этому хлебу еще милостыни». Он проснулся, подумал, стал милосердным. Стал помогать и творить добро нуждающимся. Однажды к нему пришел человек в разодранной одежде и сказал, что потерпел кораблекрушение, ему не во что одеться, он все потерял. Петр, так как служил при царском дворе, снял свою очень богатую одежду, отдал просящему. Тот взял ее, но постеснялся носить такую дорогую одежду и попросил одного человека продать ее, чтобы на вырученные деньги купить себе что-то попроще и немного пропитания. Петр шел мимо торговых рядов и вдруг увидел свою одежду, что она продается. Пришел домой, стал скорбеть и плакать, говоря: «Господи, не принял Ты мою милостыню». Он заснул, и ему опять было видение. Петру явился Господь в его одежде и сказал: «Видишь ли ты эту одежду, узнаешь ее?» Петр ответил: «Да». «Так вот, не скорби, потому что эту милость ты оказал Мне». Петр проснулся, стал думать и решил, что если Господь вместе с нищими, если Он принимает милостыни, так и он тоже должен быть среди нищих, чтобы быть ближе к Богу. Он раздал свое имение, отпустил всех рабов, кроме одного, а с тем пошел во Святую Землю. Обошел все святые места, потом говорит рабу: «Продай меня, деньги, которые ты выручишь, раздай нищим, а сам будешь свободен». Раб так и сделал, а Петр стал трудиться у одного благочестивого человека, христианина, который выливал серебро. Однажды пришли во Святую Землю приближенные царя, у которого когда-то служил Петр. Его хозяин пригласил их к себе в гости, а Петра заставил прислуживать этим людям. Хозяин очень ценил Петра, потому что заметил, как только этот человек попал в его дом, все стало умножаться, наступил мир и согласие. Пришедшие узнали Петра, рассказали хозяину. Петр услышал, что про него говорят, его хотят забрать с собой, правитель очень переживает, что потерял такого хорошего и верного своего слугу и помощника. Петр побежал. У ворот хозяина дома находился глухонемой. Петр на бегу стал кричать: «Именем Иисуса Христа открой мне ворота». Вдруг у того открылся слух и речь, он открыл ворота, пришел и рассказал, что Петр убежал, а его исцелил от глухоты и немоты. Когда Петр говорил ему открыть ворота, он увидел, как огненный шар вышел из уст Петра, вошел в него, и он стал разговаривать и слышать. Петра искали, но не нашли, он избегал всякой славы.
Это хороший пример для нас, потому что если человек любит Бога, то все остальное ему уже не нужно, или он совершенно равнодушно относится к земному, к земным благам. Потому что это его отрывает от Бога, удаляет, мешает человеку думать о своей душе, о вечности и привязывает к временному и суетному. Поэтому Церковь накануне Великого поста напоминает нам, чтобы и мы освободились от всякой суетности, земной привязанности, изменились, полюбили Бога и совершили подвиг своего внутреннего освобождения от тех оков, которыми мы связаны здесь, на земле, ища удовольствий и всяческих благ.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ