Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Вмч. Георгия Победоносца. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении расслабленного. Тридцать восемь лет человек лежал у купели, в  которую раз в году сходил Ангел Господень, возмущал воду, и кто первый входил в эту воду, тот исцелялся, независимо от той болезни, которой он был подвержен. Но этот человек был расслабленный. Расслабленные не могут самостоятельно передвигаться, и поэтому, естественно, он не успевал окунуться в воду и не получал исцеления.  «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:2-4).
Пришел Господь – Источник воды живой, благодати Божественной, исцеляющей каждого из нас в любое время в любом месте, для того, чтобы исцелить несчастных, которые пребывали у  купели. Господь пришел не только для того, чтобы исцелить расслабленного. Вместе с ним Он исцелил и многих больных, которые находились рядом. Но этот человек отмечен в Священном Писании особо, потому что его жизнь  показывает нашу человеческую сущность. Господь подошел к нему и спросил, хочет ли он исцеления. Человек ответил, что хочет исцелиться, но некому помочь ему, чтобы он вошел  в воду, когда она возмутится. Тем самым, он взял на себя ответственность, что он хочет быть здоровым и свое здоровье посвятит для служения Богу и людям. Болезнь – его несчастье, которое мешает ему вести праведную жизнь, или правильную, как он считал. «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел (Ин. 5:5-9). Но Господь его предупреждает об его ответственности. Он ему говорит, что исцелить-то Он его может, но сумеет ли он понести бремя ответственности за свою жизнь, за свое здоровье, за свою крепость телесную? И говорит, что эта ответственность рано или поздно наступит, как сказано:   «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:9).То есть, придет время, придется ответить каждому за те дары, которые Господь нам всем даровал, в том числе, и за физическое здоровье. Но хуже болезни, почти сорокалетней, когда человек не может двинуть никаким своим членом, ничем: ни руками, ни ногами, ни головой, может быть, конечно, только смерть вечная для души. Этот человек, уже взрослый, взял на себя ответственность, пообещал Богу. Господь его исцелил. Но, к сожалению, впоследствии этот человек не сумел сдержать своего обещания и на суде у Пилата он ударил Спасителя, перебив Ему переносицу. Это был его ответ на Божие благо к нему.
Это пример для всех нас. Во-первых, это повествование говорит о чем? О том, что мы многие болеем потому, что болезнью Господь нас смиряет: не дает нам в полноте проявить свою злобу, свои страсти, свою ненависть к окружающим, к миру. Поэтому все святые считали болезни благом, удерживающим нас от страшных преступлений, от ужасных ошибок. Как ни печально нам смотреть на наши скорби, но они для нас необходимы. Это для нас величайшее благо. Благо, потому что в мире злобы, греха, ненависти лучшего лекарства нельзя придумать для нас, которые не могут себя никак сдержать в своем безумии, в своей страстности, в своей греховности и озлобленности. И в то же время, это евангельское повествование говорит нам о том, что мы, получив от Бога многие дары, и конечно, за это пообещав что-то Богу, вместо благодарности очень часто боремся с Ним, забывая о том, что кому много дано, много и спросится. Так же, как и этот несчастный, мы порой пытаемся ударить Спасителя, отвернуться от Него, не узнать, просто отогнать от себя своим непослушанием, своей раздражительностью, своей хулой на Бога и на Его святые заповеди.  Мы не можем Его ударить рукой, как это сделал несчастный расслабленный. Но мы бьем Его постоянно своими мыслями, своими словами, своим языком, своим непослушанием. Мы постоянно бросаем в Него камни осуждения, нежелания следовать тем путем, который Он нам предначертал. И поэтому мы не можем осудить этого больного человека. Потому что мы все такие же. Он – это каждый из нас со своей расслабленной душой, которая не может  сделать никакого добра, в которой нет ничего хорошего, со своим озверевшим нравом, со своей неблагодарностью и своей борьбой со Спасителем.
Церковь нам каждый год приводит в пример этого человека, потому что мы все такие же несчастные, потому что мы, много раз обещав Спасителю идти за Ним, исправиться, опять порой берем в свои руки камень или еще что-то, чтобы бросить в Него вместо того, чтобы сдержать свое слово.  И для того, чтобы нам не быть такими же непослушными и богоборцами, нам нужно в эти Пасхальные дни постараться понять, что Господь проявил к нам великую любовь, не меньше, чем к евангельскому расслабленному, а больше. Что Он всегда рядом с нами, исцеляет нас, помогает нам, питает нас. Если мы отвечаем Ему хотя бы какой-то малой благодарностью, то тогда в нашем сердце появляется и радость, и полнота жизни, и  мы сами себя избавляем от тех страданий, которые нас мучают по нашей же греховности, по нашей страстности.
Сегодня мы вспоминаем святого великомученика Георгия Победоносца. Это уже образец человека, который уверовал в Бога и эту веру нес всю свою жизнь. Расслабленного встретили начальники иудейского народа, и он сразу же отказался от Христа. А святой великомученик Георгий Победоносец был рядом с императором Римским, правителем, как тогда считалось, мира, но по своей вере он отказался от благ земных и претерпел множество мучений. Император мог бы сразу его казнить, но Господь показал через него, насколько человек может твердым быть в своих убеждениях. Его мучили разными способами: бросали в негашеную известь, где он пробыл три дня и остался невредим, и кололи копьями, которые не причиняли ему вреда, и много разных болезней ему причиняли. Но его вера была настолько тверда,  крепче железа.  Железное копье не входило в его тело, а становилось мягким и изгибалось. Вера его оказалась крепче железа, крепче закаленной стали.  Господь показывал это даже видимо. Святой великомученик Георгий потому и назван Победоносцем, что никакие мучения не смогли его победить. Он их преодолел, и его вера оказалась победительницей.
Нам нужно в своей жизни стараться, чтобы и наша вера стала победительницей над нами самими, над нашей гордыней, злобой, страстями, и мы возлюбили Бога, воскресшего.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ