Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

  Господь со Своими учениками шел из Иудеи в Самарию. По пути у них находился колодец, который выкопал праотец Иаков. Этот колодец находился в Самарии, и здесь Спаситель встретил женщину самарянку, которая пришла с ведрами для того, чтобы взять воды, так необходимой для жизни каждого человека. Здесь состоялась удивительная беседа Спасителя с этой женщиной. Беседа, которая из простой, человеческой переросла в беседу двух душ: души человеческой и Бога.  Женщина пришла к колодцу, потому что знала: без воды человек жить не может, она необходима ежедневно. Но здесь встретила такого Человека, Который открыл ей высокие Божественные истины, которых не знал еще никто в мире. Она первая сподобилась из уст Спасителя узнать великую тайну.  Эта женщина, еще молодая, но уже познавшая много в жизни, в разговоре со Спасителем, Который начал с ней  разговор на равных, узнает о том, что ее душа, которая ищет Бога, не может жить без Божественной благодати. Эту истину Господь открывает ей очень просто и доступно. Начинается разговор о потребном, о теле, и переходит в разговор о необходимом для жизни души. 
«Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.  Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». (Ин. 4:4-26)
Все мы в этом мире ищем каких-то радостей, каких-то веселий, познавательности, интересуемся очень многим, стараемся себя развеселить, познать жизнь, и кто-то нам внушает ложь о том, что эта человеческая круговерть и есть жизнь. Что эта постоянная суета, любопытство, интерес непонятно к чему составляет потребность человека. На самом деле, это жизнью назвать нельзя.  И почему, Господь открывает этой женщине. Она так же, как и все, стремилась к земному благополучию, хотела построить какие-то отношения с мужчинами, создать твердую семью, но вот уже шестой у нее, и она понимает, что постоянства в этой жизни быть не может даже с самым близким человеком.  И назвать это человеческой жизнью, радостью она тоже не может и понимает это во всей полноте. Ее душа жаждет благодати Божией больше, чем тело воды. Она пришла утолить жажду телесную и обрела здесь источник живой благодатной воды для ее ищущей и мечущейся души, которая стремится к Богу, понимает, что суета земная и так называемые радости вовсе не радости и не жизнь для души. Она сразу же воспринимает слова Спасителя о живой благодатной воде, которая исходит от Него, от Бога. Ее душа сразу почувствовала, как она оживает от слов Спасителя, как она наполняется особой, благодатной, духовной жизненной полнотой. Наполняется полнотой жизни.  Эта полнота исходит от Человека, Который с ней беседует. Это необыкновенный Человек, она почувствовала это изнутри своим сердцем, своей душой. Назвать Богом она Его не может.  Но называет Пророком, потому что чувствует какую-то необычную внутреннюю духовную полноту, которую она получает от Его слов, от того, что Он рядом. Ее душа, обретшая Бога/, получив источник благодати, наполняется такой радостью, что она забывает, зачем пришла. Она получила так много, что ей больше ничего не надо.  Ей уже не нужна ни вода, которую, может быть, ждут  у нее в доме. Она забывает о земном, потому что небесное переполняет ее душу. Она это сокровище торопится принести в свой дом, своим близким, родным, соседям, ко всем, кого она встречает. Этот дар она разносит по селению,  а так как ее душа наполнена благодатным порывом, то на ее благодатный порыв откликнулись и другие души.  Многие уверовали по ее словам. Оказалось, что на ней исполнились слова Спасителя, что она в этот же момент стала не просто наполненной благодатью Божией, но и  источником этой благодати для других. Впоследствии эта женщина стала мученицей за Христа, потому что этот дар благодатного общения она хранила в своем сердце, в своей душе и не могла уже жить по-другому. Не могла вернуться к той скотской жизни, которую она вела до этого. Она поняла, что радость жизни заключается в общении с Богом и ради этого готова была отдать свою жизнь и отдала ее в руки Божии.
Церковь нас в Пасхальные дни призывает к тому, чтобы и мы не прошли мимо Источника воды живой, того Источника, который необходим нам для нашей души, чтобы мы наконец опомнились и осознали, что наша греховная жизнь – это не жизнь, а мучение, это постоянные страдания, не приносящие абсолютно никакой радости, а угнетающие нас. Чтобы мы обрели в общении с Богом Божественную благодать, хранили ее и разносили близким и тем, с кем встречаемся. Что значит хранить благодать и быть источником ее? Это значит, в своей жизни показывать пример другим. Человек создан, чтобы быть духовно близким к Богу, богоподобным и своей жизнью показывать эту близость, подавать пример. Воспитание в том и состоит, особенно для детей, что они видят пример своих родителей и потом всю жизнь хранят этот пример. Может быть, даже его приумножают. А когда нет такого примера, тогда человек обездоленный и несчастный.
Один из великих святых говорил, что самое большое чудо и счастье —  увидеть человеческое лицо, в котором отражается чистота духовная и в котором отражается благодать Божественная. Это самое большое чудо, которое может существовать на земле.  Церковь нас призывает через повествование о самарянке, которая из простой блудницы в один день, в один час превратилась в близкую Богу по духу, которая стала носительницей Божественной благодати, чтобы и мы последовали ее примеру. Господь опускается до нашего уровня даже до уровня любого грешника, как этой грешной женщины, для того, чтобы нас из греховной тьмы поднять к свету Божественной благодати.  Мы, дорогие братья и сестры, постараемся откликнуться на этот призыв церковный и напиться от Источника воды Божественной благодати и хранить ее в своем сердце.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.