Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское повествование об отроке, который пришел спросить Спасителя, что ему нужно сделать, чтобы спастись, напоминает нам о нашей свободе, о свободе духовной, о свободе личности.
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.           Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.  Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;          и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:16-24).
Похвально то, что этот молодой человек, у которого жизнь только начиналась, уже задается таким вопросом. Потому что многие об этом не думают порой до старости, а некоторые и совсем не думают. Как выяснилось, юноша исполнял заповеди Божии. Исполнял в его понимании. Но оказалось, что формальное исполнение заповедей Божиих недостаточно. И мы все, как этот молодой человек, чувствуем эту недостаточность. Нам недостаточно того, что мы просто постимся, молимся, исповедуемся в одних и тех же грехах, причащаемся. Каждый чувствует, что душа требует чего-то большего.  С таким вопросом, который будоражит мысли всех людей, молодой человек пришел к Спасителю.  И Спаситель очень мягко ему отвечает на его вопрос. Но к ответу Спасителя он оказался не готов, так же, как и мы  многие не готовы к тому, чтобы быть рядом с Богом.  Мы приходим, стремимся, что-то делаем, желание, якобы, есть. Но нет решительности, но нет полной самоотдачи Спасителю. Этот юноша, как многие, формально исполнял заповеди, не убивал, не крал, постился, давал десятину на Храм, то есть, внешне он был добропорядочным человеком, верующим. Но эта вера была поверхностная, она моментально пропала, когда перед ним Господь поставил выбор: идти за Ним и оставить все или оставить Спасителя и остаться со своим богатством. 
Так же, как у нас часто бывает, когда жизнь перед нами ставит такой вопрос, мы очень часто выбираем не Бога. А выбираем свои пристрастия. И богатство у нас, как и у этого юноши, всегда есть. Есть и материальное богатство, есть и пристрастия к вещам, к людям. Есть пристрастие к удовольствиям, к  спорту, к идеологии, к власти, ко многому. Но не к Богу. И когда жизнь перед нами ставит вопрос, идти ли за Богом и оставить свои пристрастия и привязанности, свои грехи, даже грехи пьянства, курения, блуда и так далее, то мы выбираем не Бога. Этот юноша находится в душе каждого человека.  Вопрос, который он задал, мучает и нас всю жизнь.  Может быть, мы его даже не осознаем.  Но что-то в нашей душе не хватает, как у этого отрока, что-то мы не посвящаем Богу. А Господь говорит нам со страниц Священного Писания: «Даждь ми сердце» (Притч. 23:26). А все остальное не столь существенно. Оно просто нам напоминает, что мы должны от себя что-то оторвать. Это и пост, и молитва, и добрые дела, исполнение заповедей – они только нам напоминают о том, чтобы в нашем сердце всегда находился Господь.  Чтобы он жил в нашем сердце, чтобы это была самая большая ценность, не продаваемая, не меняемая. Эта ценность, которой бы мы дорожили больше всего, даже больше, чем своей жизнью.  Только такие люди достойны Царствия Божия. К такому вопросу оказались на подготовлены даже Апостолы. И они с недоумением спрашивали Спасителя: «Как же так? Кто же достоин Царствия Божия?»  Господь им говорит, конечно, тяжело человеку поселить в своем сердце Бога. Тяжело возлюбить больше всего на свете Творца и Создателя. Но, зная наши немощи, есть милосердие Божие, и только на это милосердие мы надеемся. Но это не значит, что мы не должны стремиться к тому, чтобы в нас жил Бог. Потому что, когда поселяется Господь в человеческом сердце, тогда обретает человек Царствие Божие уже здесь, на земле. Это Царствие Божие сокрыто в внутри, в душе человека, живет в человеке, помогает ему преодолевать различные трудности, сложности, и для него нет никаких пристрастий.
Когда жил святитель Филарет, патриарх Александрийский, был один епископ Троил, который был очень сребролюбивый. Однажды патриарх взял этого епископа с собой в больницу к немощным и больным. Епископ взял с собой золотые монеты, и там патриарх попросил, чтобы он эти монеты раздал болящим, нуждающимся, каждому по монете. Епископ раздал тридцать златниц, пришел домой и очень расстроился. Расстроился так, что заболел. Заболел, слег в постель и не мог встать, чтобы совершать Богослужение. Патриарх позвал его, Троил сказал, что он болен, и тогда патриарх Филарет послал деньги, которые этот епископ растратил на нуждающихся с просьбой, чтобы тот написал ему, что просит Бога, чтобы награда за милостыню, которую он совершил для нищих и больных, была не у него, а у святителя Филарета.  Когда он получил деньги, епископ встал с постели, обрадовался, но ему приснился сон, видение. Он увидел прекрасный дом, дворец и на нем написано, что этот дом принадлежит епископу Троилу за милостыню.  Он хотел туда войти, думал там жить, но вдруг предстал Ангел, убрал эту надпись и сказал, что теперь этот дом ему не принадлежит.  Проснувшись, епископ опомнился, пошел к патриарху, рассказал все и изменил  свою жизнь.
Единичные случаи бывают, когда так видимо Господь вразумляет нас и показывает, какие ценности настоящие, а какие ложные и призрачные. Мы почему-то верим лжи, обману, нашим пристрастиям к не настоящим, а лживым и призрачным ценностям, и никак не можем осознать, что самая  главная Ценность – это Господь и жизнь с Богом.

Сегодня нам Господь об этом напоминает в Священном Писании, беседует с нами и говорит, чтобы и мы в своей жизни исполняли заповеди Божии не формально, а жили ими, чтобы эти заповеди приближали нас к Богу, и обретали в своем сердце Спасителя – самую замечательную Ценность.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.