Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 15-ю по Пятидесятнице. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Священное Писание, дорогие братья и сестры, помогает нам ориентироваться в жизни, потому что, если мы не будем опираться на премудрость Божию, на слова богодухновенные, тогда жизнь для нас становится бессмысленной, слепой, как для безумцев. И разобраться в жизни порой бывает весьма сложно. Господь разъясняет многие истины, которые нам необходимы  в жизни, понятия, которые также для нас кажутся совершенно загадочными и  странными. Господь помогает нам восходить от земли к Небу.
Сегодня мы слышали евангельский ответ Спасителя на вопрос законника, какая наибольшая заповедь. Господь отвечает, что самое главное возлюбить Бога всей душой, всем сердцем, всем помышлением. И вторая, подобная ей, возлюбить ближнего как самого себя.
«Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12: 29-31).
Но любовь – это такое понятие, которое  приносит человеку и много радости, и ужасные страдания. По любви человек может необыкновенно возвышаться и очень низко, невероятно низко падать. Этим словом прикрывались, когда совершали ужасные преступления, страшные грехи. И в то же время, любовь помогает человеку возвышаться над земным, обретать чистоту и святость. Чтобы нам было понятно, что же такое любовь, Господь нам разъясняет.
Он говорит о том, что, во-первых, нужно любить Бога. Если убрать эту заповедь, то любовь становится совершенно непонятной, каждый понимает это слово так, как он желает, и все будет казаться правильным, потому что без любви к Богу нельзя понять, что же это есть на самом деле. То ли это грех, то ли это страсть, то ли это величайшая добродетель, необыкновенный человеческий подвиг. Без любви к Богу человек теряется в мире и совершает многие преступления, прикрываясь этим словом. Поэтому Господь и начинает с того, что самое главное полюбить Бога. Полюбить Его значит слушаться Его, полюбить Его заповеди, слова, поучения, жить так, как Он жил, стремиться к тому, к чему Он призывал.
Вроде бы, в этих двух заповедях ничего не сказано о любви к себе. Но, в то же время, мы слышим, что и любовь к себе тоже необходима. «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мк. 12:31). Если человек любит Бога, то он желает спасения своей души. Он любит себя так, что любит все, что делает доброе, все, что его возвышает. Он любит все, что он совершает благого, и, в то же время, ненавидит в себе грех и все, что мешает любви к Богу. Тогда он начинает понимать, как любить ближнего.  Любить так, чтобы и наша любовь к ближнему возвышала ближних. Чтобы и ближний с нашей помощью очищался от грехов, страстей, стремился полюбить Бога и ненавидел свои пороки, страсти, то, что унижает каждого человека. В этом заключается истинная любовь. Все остальное, что вкладывается в это слово – это порочность, греховность, унижение человеческое, насмешка над понятием любви.
Если мы посмотрим, как исполняли эту заповедь святые отцы, то мы увидим, что они ради  любви к Богу жертвовали всем и никогда любовь не меняли ни на что. Мы каждый день поминаем мучеников, которые своей кровью доказали истинность этой любви и показали нам образец, как нужно любить Бога. То есть, любовь к Богу всегда бывает жертвенной. Эта жертва начинается с малого: с поста, с молитвы, с какой-то маленькой добродетели. Эта добродетель нас преображает, мы начинаем истинно любить себя, проявляем любовь к своим ближним. Эта любовь может распространяться не только на наш видимый мир, но и на мир иной.
Как-то однажды один крестьянин пришел в храм к священнику, стал писать записку  о упокоении, всех написал, сказал: «Только отца я не могу написать». Священник его спросил: «Почему? Он у тебя все еще жив?» Он говорит: «Нет, он уже скончался». «Что же, он скончался нехристианской смертью?» Тот говорит: «Да». Отец любил выпить и как-то однажды покончил жизнь самоубийством. Его не отпевали, похоронили в лесу, как это раньше делалось. А сын, когда вырос, стал молиться, чтобы ему  показали, где находится его отец.  И вот однажды он увидел, как кто-то его ведет и говорит: «Пойдем, я тебе покажу». Он идет, почва становится все горячее, потом он услышал вопли, увидел пламя, какую-то круговерть из человеческих тел, доносились ужасные крики. Ему было сказано: «Там находится твой отец». Потом он помолился и однажды опять увидел эту пропасть, своего отца, но едва узнал его, потому что он был черный, как головешка. Отец ему сказал: «Помоги мне, грош у вас здесь стоит рубль». Сын не понял, что это такое. Как-то однажды он подумал и решил, что за отца нужно творить милостыню. Возможности его были небольшие, но он стал подавать за отца милостыню, зная, что поминать его в Церкви нельзя. Эта его малая милостыня помогала даже его отцу-самоубийце, потому что ему было видение. Он увидел, как на этот огонь падают как бы капли дождя и орошают его отца и помогают ему в его страданиях.
Добро, которое человек несет, любовь, которую он проявляет, распространяется не только здесь, на земле, но и в вечности и помогает всем – для нее нет никаких преград, даже на самом дне ада. Она творит добродетель, только почему-то мы ее отвергаем, отвергаем эту чистую святую любовь, коверкаем ее, страдаем от этого ужасно, но не можем вразумиться.
Слушая слова Спасителя, дорогие братья и сестры, постараемся и мы следовать Его заповедям, любить Его всем сердцем, всей душой, всем помышлением, познать в этой любви силу добродетели, возлюбить и себя в добродетелях и возненавидеть во грехе и полюбить ближнего, чтобы помочь ему возвыситься над грехом и обрести Царствие Божие.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ