Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На множество вопросов, которые мучают людей, отвечает притча о блудном сыне. «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.      Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.  Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15:11-24).
Человек, пребывающий во грехе и не сознающий своей неправды, своей греховности, всегда ищет виноватых. Задаются вопросы: «Почему страдают люди? Почему кто-то, может быть, безвинно страдает, а другой и виновный не получает заслуженного наказания? Почему страдают дети?» Много  всяких вопросов. И на эти вопросы отвечает нам притча Спасителя о блудном сыне. Она показывает, во-первых, что есть мир Божий, и есть мир греха. И у нас есть свободная воля. Мы сами делаем свободный выбор: или быть с Богом, или идти в мир греха и страданий. Наш свободный выбор отвечает на вопросы о страданиях. Мы сами выбираем, ищем свободу во грехе. А грех всегда мучает человека, расстраивает наше здоровье как физическое, так и духовное. Мы тратим много сил в жизни греховной, тем самым, сами себя наказываем.  Но это наш свободный выбор.
Если мы выберем жизнь с Богом, то это даст нам возможность не страдать или меньше страдать.  Потому что только Господь является источником благодатной помощи человеку, источником радости и утешения, и только в Боге успокаивается человек.  А жизнь без Бога – это всегда скорбь, ненасытность души, да и тела тоже, это всегда множество желаний, которые терзают нас изнутри и снаружи, это всегда печаль.  Но это наш выбор. Так же, как и блудного сына.
Несмотря на страдания, которыми наполнен мир без Бога, не все понимают, что нужно вернуться к Богу, что только там, с Богом, есть спасение, радость, утешение и вечное блаженство. Не всех вразумляют страдания, скорби. Не всех вразумляют и болезни, потому что тяжелым бывает путь к Богу. В притче просто сказано об этой тяжести, что сын ушел далеко. Значит, и возвращался он долго и предпринял тяжелый обратный путь. Но этот путь бывает тяжел не столько по своей         протяженности, сколько он тяжел для нашего сознания, для перемены наших мыслей, нашего осознания самих себя, своего места в мире и понимания, что Бог является единственным источником нашей радости. Этот путь бывает очень долгим. В нас постоянно происходит борьба мира греха и мира Божьего. Если даже мы предпринимаем путь к Богу, то на этом пути, который продолжается всю нашу жизнь, борьба эта не ослабевает и происходит часто с переменным успехом. А для того, чтобы, наконец, оказаться в объятиях Отчих, в объятиях Творца, нам необходимо много потрудиться над собой как физически, так и духовно, в перемене своих мыслей, своего сознания.
В притче рассказывается только о блудном сыне. Не говорится о том, что Отец совершил для этого своего непутевого ребенка. Не говорится о том, что Господь пострадал на Кресте, пролил Кровь, о том, что Он пришел, чтобы умереть за этого блудного сына. Все уже сделано за нас. Наш путь – это только возврат к Богу и осознание того, что Господь нам уже все дал. У Него для нас припасено все: и богатая одежда, и тучный пир, и власть. Власть, конечно, над своим сердцем, над своей душой. Как говорил один из святых подвижников, преподобный Исаак Сирин, надо быть архиепископом своей души, то есть, владыкой своей души. Это самая  большая власть, которой может достичь человек на земле. И она самая сложная и трудная. Но Господь помогает нам, дает нам силы и крепость в своих благодатных дарах, лишь только бы мы пришли к Нему. Он дает нам Свое Тело и Свою Кровь, многие Таинства для поддержки нашей слабой воли, для изменения нашего греховного сознания.
Эта притча одна показывает всю сущность Евангельского учения. Она показывает, насколько милосерд Господь, что Его милости нет предела к любому кающемуся грешнику, Его любовь к каждому человеку не имеет границ, и насколько мы бываем жестоки и безответны перед Творцом и Создателем. Она говорит нам о том, что у Бога есть только любовь, а все, что вне Его – это и есть скорбь, печаль и мучения.
Сегодня, призывая нас к тому, чтобы и мы предприняли свой путь к Богу, Церковь нам напоминает о том, что мы дети Божии, цель нашей жизни – это не старания всеми силами что-то приобрести или сохранить, даже здоровье, а найти путь к Богу, чтобы завершить свою жизнь в объятиях Отчих.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.