Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. Память мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В древности в  православной Церкви очень почитались мученики.  Они считались покровителями стран, городов, им совершалась очень торжественная служба, на месте их мучений, а также на мощах мучеников сооружались храмы. От этого пошла традиция, что в храмах под Престол кладутся ковчежцы с мощами, а также мощи кладутся в Антиминс, на котором совершается Божественная Литургия во всех храмах. В древности считали, как пишет святитель Григорий Богослов, что на мученичество, с одной стороны, не нужно напрашиваться, а с другой стороны, если исповедовал себя христианином, то нельзя отступать. В одном случае это будет дерзость, а в другом слабость.
Мученики – это та слава, на которой зиждется Церковь.  На крови мучеников держится наша Православная вера.  Мученики – это не только те, кто пролил свою кровь, но и те, кто своей жизнью свидетельствует о Христе и исповедует Его, не боясь, не стесняясь своей веры.  Потому что мученики – это свидетели.  Свидетели, которые или пострадали или претерпели многие скорби ради веры и любви ко Христу.
Сегодня Церковь чтит мучениц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. «София» в переводе на русский язык означает «премудрость». На самом деле, мать была очень премудрая и назвала своих дочерей в честь высших добродетелей христианства.  Это были еще маленькие девочки, Вере было 12 лет, Надежде 10 и Любови 9 лет. Они внимали учению, которое вкладывала в их умы и сердца премудрая мать, посещали Богослужения, но вели себя скромно и спокойно. Однажды об этом семействе узнал император Адриан, гонитель христиан, и вызвал их к себе во дворец. Все знали, зачем они идут, но все удивились, насколько спокойно вели себя эти маленькие девочки, дети. Как мужественно они отвечали, как стойко они держались за веру Христову и не боялись никаких страданий и мучений. Сначала пострадала старшая, Вера, потом Надежда и младшая, Любовь.  Все они показали своими страданиями любовь ко Христу,  веру,  надежду, все, что необходимо христианину. А мать показала свою великую премудрость в воспитании детей. Она поддерживала их в перенесении мучений и скончалась на третий день после казни на их могилах.
Каждому христианину необходима и вера, и надежда, и любовь. Вере каждый христианин должен учиться, учиться познавать христианскую веру, следовать ей, изучать заповеди Божии, исполнять их, знать Таинства, приступать к ним, вести христианскую жизнь, и, конечно же, жизнь по вере дает человеку надежду.  Надежду на то, что Господь смилуется над нами, покроет наши немощи, поможет нам, укрепит нас.
В древности считали, что человек, ведущий греховную, страстную жизнь, не может быть мучеником. Потому что человеку свойственно бояться смерти. Он ее страшится, потому что душа трепещет и знает, как ей страшно будет предстать на Суд Христов. Особенно, если на этой душе многие и тяжкие грехи. Считалось, что мученичества может удостоиться только тот человек, который или ведет чистую христианскую добродетельную жизнь, или тот, кто искренне раскаялся в совершенных грехах, отстал от них и не хочет больше к ним возвращаться. Конечно же, эти маленькие девочки жили в чистоте, в святости, свое целомудрие они отдали Спасителю, и в этом заключалась их любовь. Любовь, которая пребывает вечно как на земле, так и на Небе.  Но это любовь не страстная, а жертвенная. Они показали, что их любовь исходит не от желания телесных удовольствий, а это любовь к Богу, которая исходит от чистоты сердечной, от душевных устремлений этих детей и от глубокой содержательной веры.  Они подали всем нам пример, как должен жить христианин. Эти мученицы почитались в Церкви издревле вместе с матерью, потому что она также причислена к числу мучениц. Она вместе со своими дочерьми страдала, видя, как страдают ее дети, но у нее хватило мужества и мудрости поддерживать их, чтобы они в вечности пребывали вместе у престола Того, которого возлюбили своей душой и сердцем.
Этот образец для всех нас, как мы должны любить Бога, стремиться к Нему, проявлять жертвенную любовь и стараться жить в чистоте и  святости.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.