Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошел законник, который стал спрашивать, какая же самая главная заповедь? Спаситель сказал ему: «А ты как читаешь в Священном Писании?» И тот ответил ему, что главная заповедь – это возлюбить Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением своим и ближнего как самого себя.  Господь ему ответил: «Ты все знаешь, поступай по этим заповедям и спасешься». Тогда законник спросил: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). И Господь рассказал притчу о милосердном самарянине.
Шел человек из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его изранили. Шел мимо священник, затем левит, которые не обратили на него внимания. Только иноплеменник, самарянин, помог ему, уврачевал, посадил на свою скотину, довез до гостиницы, оставил и дал деньги, чтобы за ним присматривали.
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.  Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился  и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 25-37).
У всех нас этот вопрос не то, что возникает, а он постоянно находится в нас самих. Только этот вопрос звучит по-другому: «А кто же самый главный в жизни?» И все на него отвечают: «Я самый главный» или «Я самая главная». Потому что Бога не видел никто,  не знает, как Ему служить, а ближних, которые так хорошо прячутся, так трудно найти. Да и  не видно за собой любимым или любимой никого вокруг. Мы так заняты своим эгоизмом, своей самостью, что знаем многое, а выполнять ничего не хотим.  Потому что у нас одна забота: как уладить самого себя, как сделать так, чтобы было хорошо жить, чтобы ничего не болело, всего было в достатке и наперед, собственно говоря, за этими заботами все остальное совершенно не замечается. А ведь заповедь о любви к Богу и ближнему – это не две заповеди, а одна. Апостол Иоанн Богослов разъясняет в своем послании: «Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).  Наша любовь к Богу проявляется в любви к ближнему и больше ни в чем. Очень заметно на нас самих на окружающих, как любовь к себе проявляется во всем. Даже здесь, в храме, приходим, начинаем спорить: «А зачем эту заповедь исполнять? Зачем ту? Мне не хочется, не нравится, вы тут придумали не весть чего. Кроме себя любить никого не хочу».  И это говорится открыто. Потом выходят и говорят: «Какие же в храме все злые, нехорошие, как меня все не любят, какая я несчастная или несчастный».  Потому что в сердце кроме любви к себе больше ничего не остается. И потом, если этот человек начинает ходить в храм, то постепенно начинает понимать, что самое главное зло в его сердце, оно не дает ему любить ни Бога, ни ближних, он полнейший эгоист, и кроме любви к себе ничего и никого не видит, не замечает ни боли, ни скорби, ни нужды ближнего. 
Господь потому и сказал о самарянине, что помог иноплеменник, человек другой веры, другой нации, чужой, можно сказать, потому что доброе любящее сердце не ищет праведника. На земле невозможно найти праведника. Никого нет праведного. Все грешники, все кающиеся, больше, меньше, но все грешники. Поэтому мы должны проявлять свою любовь не потому, как человек крестится, молится, в кого он верует, а должны проявлять к нему любовь, как Господь ко всем. Как Он распялся ради всех немощных, грешных, пьяниц, блудниц, прелюбодеев. Как он всех принимает и всем одинаково дает Свою любовь, независимо от того, кто этот человек. Так, если христианин любит Бога, то его любовь распространяется на всех.  И он никогда не ищет причины, чтобы не проявить к кому-то любовь.
Сегодня мы празднуем память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Когда ему было 15 лет, ему был сон, видение, в котором явилась чудная девица и сказала: «Я любимая дочь Небесного Царя. Зовут меня милосердие, и если будешь следовать за мной, то ты будешь рядом с Небесным Царем». Иоанн, став патриархом Александрийским, переписал всех нищих, тогда их было около восьми тысяч, постоянно их кормил, раздавал нуждающимся, два дня в неделю посвящал тому, чтобы к нему приходили с просьбами и обращались за помощью.  Если в какой-то день случалось так, что приходило мало нуждающихся, он сокрушался и говорил, что Господь его забыл. Как-то однажды он сказал тому, кто выдавал деньги, чтобы он одному человеку выдал 15 литров золота, огромную сумму, а тот пожалел и выдал только пять. Вскоре пришла женщина и пожертвовала 500 литров золота. Патриарх вызвал этого несчастного и говорит: «Что же ты наделал? Эта женщина хотела пожертвовать полторы тысячи литров золота, а ты своим жестокосердием уменьшил ее милость». Вызвали женщину, спросили у нее: «Сколько же ты хотела пожертвовать?» Она говорит: «Полторы тысячи литров золота». «Почему же пожертвовала пятьсот?» «А когда я решила нести золото, посмотрела, а в записке, которую я написала, было написано 500 литров, кто-то вычеркнул тысячу пятьсот и оставил пятьсот».
Таким образом, мы сами себя обкрадываем, когда не проявляем любви к ближним. Потому что наши милостыни принимает Сам Господь.  Господь в каждом из наших ближних, в каждом, с кем мы встречаемся, независимо от того, верующий человек или неверующий, грешник кающийся или не кающийся. Наша любовь должна проявляться ко всем.
У одного императора был слуга, которого он посылал по разным поручениям в разные города.        И вот однажды он его послал в какой-то город, тот ехал по дороге, увидел мертвого человека, обнаженного. Снял с себя свою одежду, укутал его и похоронил. В следующий раз император опять послал его в другой город. Но случилось несчастье. При выезде он упал с лошади и сломал ногу. Пришли врачи, посмотрели и сказали ему, что завтра они придут его лечить. А тот послал своего слугу узнать, что же они решили с ним сделать, с его ногой. Врачи сказали: «Твоему хозяину нужно отнимать ногу, завтра мы это сделаем. Другого пути нет». Слуга пришел и доложил хозяину. Тот стал молиться и плакать. Молился долго, всю ночь, и вдруг явился ему человек и говорит: «Ты чего плачешь?» Тот ему ответил о своих скорбях, о своей болезни, о том, что его ожидает. Незнакомец ему сказал, чтобы он встал и ходил. Больной сказал, что он не может встать и ходить, потому что нога сломана. Тогда он говорит: «Ты обопрись на меня и потихонечку ходи». Несчастный больной встал, стал потихоньку ходить, и вдруг нога у него исцелела. Он спросил незнакомца: «Кем же ты являешься?» А он говорит: «Видишь, что за одежда на мне, чья она?» Тот ответил: «Моя». «Помнишь, как ты этой одеждой укрыл меня и похоронил?»  Тот вспомнил, понял, что за доброе дело Господь оказал ему такую большую милость.
И вообще, наша жизнь только из того и состоит, чтобы мы служили Богу в лице своих ближних. Насколько мы служим своим ближним, настолько мы служим Богу. Насколько мы любим окружающих, настолько мы любим и Бога.
Сегодня Господь нам напоминает о нашей главной обязанности. В нас борются чувство самолюбия и чувство милосердия, и в этой борьбе мы проводим всю свою жизнь.  Если мы побеждаем себя, свой эгоизм и обращаем свою любовь к ближнему, свою помощь к нуждающимся, то тогда мы оказываем свою любовь и помощь Самому Богу.  Тогда в нашем сердце появляется вера и любовь к Спасителю. Все заповеди заключаются в том, чтобы мы постепенно отвыкали от самолюбия. Заповедь о посте: откажись от своего эгоизма, постись ради Бога, прояви любовь к Нему. Заповедь о молитве: да, тебе некогда, у тебя много каких-то дел, ты занимаешься косметикой, спортом, интересуешься еще чем-то, оторвись от себя, удели какое-то время беседе с Богом, попроси у Него помощи, и потом тебе будет легче отказаться от своего эгоизма и помочь своему ближнему, если научишься побеждать себя.
Постараемся, дорогие братья и сестры, проявлять любовь к своему ближнему, потому что в этой любви заключается наша любовь к Богу , и только она показывает нашу веру.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.