Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь сегодня в очередной раз предложила нам притчу о безумном богаче. Один богатый человек, у которого нива уродилась очень богатой, решил собрать все и спрятать в свои житницы. Но Господь ему сказал: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12 20).
«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?  И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).
Эта притча касается всех нас. Потому что та нива, которую растим не мы, а Господь, у каждого из нас. Не обязательно она может быть материальным богатством, потому что у  Бога множество различных даров для каждого человека, которые человек получает от Него, не трудясь, а по милосердию и любви Божией.  Это может быть и здоровье, и умственные способности. А здоровье – это такое богатство, которое вообще ни на что не купишь. Это может быть и какое-то умение что-то творить, делать, помогать ближним советом. У каждого есть свои способности.  На земле существует множество всяких специальностей, и для каждой из них есть люди, получившие от Бога соответствующий дар. Если человек, получивший от Бога то, над чем не трудился, не употребляет это на пользу себе и ближним, то смысл его жизни пропадает.  Такой человек становится мертвым уже здесь, на земле, и, в то же время, Господь в любой момент может отобрать у каждого из нас самый наш главный дар, полученный от Него –жизнь, которую мы не можем употребить для пользы свой души и для пользы ближних.
Церковь нам напоминает:  все, что мы имеем, не от нас, а от Бога. Все наши способности, все наши таланты, все, что мы приобретаем на эти таланты и обустраиваем свой быт, это награда нам от Бога. Если мы не можем правильно распоряжаться этими талантами, тогда наша жизнь становится бессмысленной. Это понимали не только христиане, но и люди  в глубокой древности.
В Афинах был мудрец Солон, который написал на капище: «Внимай самому себе». Казалось бы, простые слова, но сколько вложено в них мудрости. То есть, спроси себя: «Кто ты? Откуда? И зачем живешь?» «Кто ты», — как рассуждал мудрец, — «Ты создан из праха земного и появился от похоти человеческой». «Ты кто?» – «Человек, такой же, как все, имеешь свои способности, но ты немощный, слабый, ты подвержен страстям, грехам, болезням, всю жизнь пребываешь  в скорбях, печалях». «А куда ты идешь?» — «Тебя ждет могила, гроб, ее никто не избегнет. Кто бы ни был: простой смертный, нищий, царь, умный, мудрец или просто неграмотный человек. Всех могила уравняет».  А в Дельфах жил другом мудрец, Зенон, который как-то обратился с вопросом к идолу, камню, и вдруг идол проговорил и сказал: «Спроси у мертвых». И на самом деле, мертвец тебе скажет: «Я был такой же, как и ты, а ты скоро станешь таким же, как и я. Когда-то я тоже ходил по земле и радовался так же, как и ты, а теперь нахожусь в таком месте, в которое ты тоже скоро придешь. Никто этого не избегнет».
Все святые говорили, что жизнь человеку дана не для наслаждений, не для того, как сейчас говорят, чтобы взять от нее все, не для грехов,  сладострастия и беззаконий. Жизнь дана человеку для борьбы со своими грехами, страстями, для очищения своего сердца и достижения Царствия Божия.
На Востоке рассказывают другую притчу. Говорят о том, что один человек купил дом, а рядом с этим домом жил очень коварный змей.  Когда человек купил дом, он решил змея убить.  Вышел, смотрит, а рядом со змеем лежит золотая монета. Он ее взял, подумал: «Зачем же я буду убивать, может быть, он и завтра принесет золотую монету». На следующий день опять нашел золотую монету. Так он собирал золотые монеты, но однажды этот змей ужалил его коня. Конь сдох. Хозяин опечалился и решил убить змея. Вышел и опять увидел золотую монету. Думает: «Ну что же, коня я не верну, его нет, а деньги мне нужны». Стал опять собирать золотые монеты. Потом змей ужалил его сына. Сын скончался. Хозяин очень опечалился, вышел и опять увидел золотую монету. Подумал: «Ну что же, сына я не верну, как и коня, да и вообще, он сам виноват, нужно было смотреть, куда идешь» И опять стал собирать золотые монеты.  Потом змей ужалил его жену. Опечалился хозяин, решил точно убить змея. Вышел и смотрит: там, где лежала золотая монета, лежит необыкновенная драгоценная жемчужина. Он взял ее, посмотрел, думает: «Если он мне будет такие жемчужины приносить, я буду самый богатый человек в мире, а жену уже все равно не вернешь». Стал змей приносить ему драгоценные жемчужины.  Хозяин сделал из золота кувшин, наполнил его жемчужинами, спрятал кувшин под кровать, закопал, и вот однажды змей укусил его за ногу. Хозяин опечалился, позвал врачей и стал просить у Бога: «Господи, дай мне еще время, я больше не буду никогда этим заниматься, я убью змея, буду жить по-другому». Господь его помиловал. А потом он смотрит, опять жемчужины красивые, забыл про обещание, стал опять собирать жемчужины. Змей его еще раз укусил. И опять он стал просить у Бога, чтобы Господь его исцелил, что он изменится, станет другим. И опять, как только он исцелел, он забыл про все и стал собирать жемчужины. И тогда змей его укусил в третий раз, и он скончался.
Это рассказ о каждом из нас.  Змей – это те удовольствия, страсти, которые нас окружают, которые нам очень приятны. Нам кажется, что они нас увеселяют, дают какую-то сладость в мире, делают нас богатыми. Но эти сладости отнимают у нас все. Отнимают близких. От этих грехов мы мучаемся сами. Господь нам помогает, но мы опять возвращаемся к своим грехам, страстям, пока окончательно не погибаем. Ничто нас не вразумляет. Поэтому в притче о безумном богаче и говорится, что жизнь человека становится бессмысленной, ничем его вразумить нельзя, не приносит он никакой пользы ни Богу, ни ближним, ни своей душе, и остается только смерть, наказание в вечности.
Постараемся, дорогие братья и сестры, услышать слова Спасителя, чтобы и до нас дошло, что мы несчастные люди, которые употребляют таланты от Бога не на пользу себе, и придет время, когда придется ответить перед Богом за все, что Он нам дал, чем наградил, и как мы это использовали в своей жизни. Постараемся, дорогие братья и сестры, стараться богатеть в Бога, как сказано в Священном Писании. А богатеть в Бога – это значит употреблять свои таланты на пользу ближним, на пользу дел милосердия, чтобы наша жизнь принесла нам много радости и пребывание с Богом, если мы заслужим это своими делами и своей жизнью.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.