Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю Великого поста. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении рассказывалось, как однажды к Спасителю пришел мужчина, отец, привел своего маленького сына, который был одержим бесом, бес был глухой и немой. Кроме того, он мучил этого ребенка так, что тот бился в конвульсиях, изо рта выходила пена, и он делал, сам не зная что.
«Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его» (Лк 9:38-42).
Если перевести на современный язык, то просто этот мальчик был болен психозом, то есть, у него была больная душа, сейчас его бы лечили в психиатрии. Но, как и сами врачи говорят, психоз и беснование невозможно различить, то есть, фактически это одно и то же. Конечно, мальчик ходил по врачам, отец его водил, обращался он к ученикам Спасителя со своей бедой. Он искал помощи у всех. Но человек не может лечить душу.  Душу может лечить только Бог.  Господь исцеляет душу этого маленького ребенка. Бес выходит из него, перестает его мучить, и он становится нормальным человеком. Ученики стали спрашивать: «Почему мы не могли изгнать его?» (Мк. 9:28).  Господь им отвечает, что  помочь душе ближнего, да и своей можно только постом и молитвой. «И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:28-29).
Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника. В своей книге «Лествица» он как раз и пишет о том, как лечить свою душу.  Вся книга посвящена именно этому.  Начинается она с того, что человек должен быть послушным Богу. То есть, нести послушание, исполнять заповеди Божии, отсекать свою неразумную страстную волю.  Послушание должно быть везде: в семье дети должны слушаться родителей, родители Бога, слушаться  наставников, учителей и делать не то, что они хотят, а то, что полезно для нашей души.
Преподобный Иоанн Лествичник просто по-другому объясняет слова Спасителя. Послушание – это и есть пост. Потому что первая заповедь Божия была о посте.  Люди не сумели нести даже такое малое послушание. Когда Спаситель говорит, что необходим пост, Он говорит о том, что человеку необходимо воздержание, послушание, что пост или воздержание касается не только телесной, но и духовной жизни человека. Пост — слово в устах Спасителя, которое объединяет все заповеди Божии, то есть, это и есть послушание, с которого начинается восхождение к Богу по преподобному Иоанну Лествичнику.  Если человек, даже маленький ребенок, не слушает родителей, начинает делать, что хочет, а хочет обычно плохое, то у него очень часто капризы переходят в невроз: «Дай, хочу!», истерики и так далее. Душа заболевает постепенно. Когда человек себя не ограничивает, то это заболевание начинается в его душе независимо от его возраста.  Как в евангельском повествовании: еще маленький ребенок, а он уже больной. Но  у него уже не невроз, а следующая стадия: он уже одержимый.  У него уже психоз. Уже его душа в подчинении злой силы.
Почему так происходит? Потому что, когда человек противится, он уподобляется диаволу.  Диавол – это и есть противник. Когда человек противится заповедям Божиим, Богу, тогда душа его отдаляется от Бога постепенно все дальше и дальше. А удаление от Бога значит попадание во власть злой силы, диавола. Так наши капризы, наши неврозы переходят в одержимость.  Очень часто родители этому способствуют, портят своих детей, помогают, чтобы ребенок заболел этой страшной болезнью. Наверняка этот отец тоже был виноват в болезни сына, поэтому он так бегал, просил всех и вся об исцелении сына. Но не сразу человек умнеет. Наверное, нужно было ему пережить это, чтобы что-то переоценить в своей жизни.
Господь напоминает о молитве. Преподобный Иоанн Лествичник молитву ставил на верху добродетелей. Господь как бы в двух словах, что человеку необходим пост и молитва, объясняет всю жизнь человека. С одной стороны, Он говорит: «Слушайтесь, подчиняйтесь заповедям Божиим, не уходите от Бога,» а с другой стороны, говорит: «Молитесь».  Молитва, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, бывает трех видов. Сначала человек на молитве пытается не впускать посторонние мысли. Это начальный вид молитвы. Потом он весь уходит в смысл произносимых слов. То есть, он разумом познает молитву. Третья ступень, когда не только разумом, но и душой, он молится Богу и приближается к Нему. То есть, молитва – это приближение к Богу.  Это путь к Нему, не от Бога, а к Богу.  Поэтому эти два слова Спасителя и есть вся «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, и вся наша жизнь, и все наше существование в этих двух словах. Послушание, которое необходимо, и приближение к Богу в разговоре с Ним, в общении, то есть, хождение перед Богом.  Кто молится, он все время разговаривает с Богом и поэтому живет всегда вместе с Ним. Каждый свой шаг, каждую свою минуту он понимает, что он не один, а рядом с ним Творец. Только так если будет человек жить, то тогда, как сказал Спаситель:  никакая злая сила не может нам навредить. Тогда человек становится недоступен ни для диавола, ни для каких-то душевных болезней. Это нам говорится для того, чтобы мы поняли, что наши болезни происходят от нас самих, от нашего непослушания, удаления от Бога. Мы и в храм ходим, но пытаемся навязать и здесь свою волю, а не искать послушания Богу. На молитве мы не столько беседуем с Богом и чувствуем Его присутствие, сколько просто делаем это для отметки, для того, чтобы сказать когда-то и кому-то, что я молюсь. Но эта молитва часто совершенно бывает бесплодна.  Мы не только не отгоняем никаких чужих мыслей, а скорее всего, сначала думаем о чем-то и к этому присоединяем слова, обращенные к Богу. Все, вроде, очень просто, но в жизни это сложно, потому что нет у нас воли исполнить заповедь Божию, потому что у нас страхи земные, которые пересиливают наше желание слушаться и молиться Богу. Борьба с земными страхами — это наш крест, который необходимо нести в нашей борьбе с самими собой. Кто-то должен быть победителем: или мы, или злая сила. Если она побеждает, значит, мы слабы, немощны, значит, нам нужно что-то менять внутри себя, а не искать таких же немощных наставников.
Попросим, чтобы Господь и нам даровал силы быть Ему послушными, исполнять Его волю, постоянно в уме помнить, что Он рядом с нами, что наши сила и крепость только в Его помощи и благодати. Помолимся, чтобы Господь укрепил нас в нашей борьбе со страстями и силами зла.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.