Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 29-ю по Пятидесятнице. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошли десять прокаженных,  они стояли вдали и просили Его об исцелении.  Господь сжалился над ними, сказал, чтобы они шли, показались священнику, как это положено, если прокаженный исцелялся. По дороге они исцелились, и только один из них, причем иноплеменник, самарянин, вернулся для того, чтобы поблагодарить Спасителя. И Господь отметил его, сказав: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).
«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,  и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».  (Лк. 17:12-19).
Множество чудес совершал Спаситель за три с половиной года, и лишь немногие из десятков тысяч мы знаем из Священного Писания, самые назидательные для нас, которые касаются каждого из нас. Так же, как событие об исцелении десяти прокаженных.
О том, что такое проказа, и какая это страшная болезнь, вы все знаете, человек заживо умирает. Но есть проказа не только тела, но и души, когда человек внешне, вроде бы, здоров, но душа у него страдает и умирает, разлагается, можно сказать, на глазах. Когда он теряет все: и слух, и зрение, становится расслабленным изнутри, немощным, когда грех одолевает человека. Десять прокаженных получили исцеление тела. Но девять из них вернулись к той греховной жизни, которой они жили, стали также продолжать эту жизнь, забыв о Боге.  А один из них, который пришел к Спасителю, был награжден гораздо больше, чем те девять. Он получил не только исцеление от болезни телесной, но услышал  и слова об исцелении его души. Слова, которые каждый из нас хочет услышать от Бога, что мы спасены, и наша вера спасает нашу душу, что мы живем вместе с Богом, пребываем с Ним, и Господь Своей милостью говорит нам о том, что мы спасены. Это главное. Болезнь тела может вернуться и к недавно исцеленным, если они  отошли от Бога, опять погрязли в грехах, страстях. А если человек пребывает с Богом, то он жив душой, в каком бы состоянии ни находилось его тело. Душа всегда светла, радостна.
Мы очень часто много получаем от Бога  и, как бы, не замечаем этого.  Как и те девять иудеев. Почему пришел самарянин? Потому что иудеи по своей гордыне считали, что Господь им чем-то обязан, что они народ избранный и все, что ни получают, это законно, и все это для них как бы естественно, и за это уж не надо никого благодарить. Господь же их избрал, они особые люди, не такие, как все, какая может быть благодарность? Они и родились не такие, как все, и живут  не так, как все. Очень часто проникает  такая гордыня и в сердца православных христиан. Пришли в Храм, посчитали, что православные, получили от Бога, убежали, забыли, опять ведем жизнь греховную, жизнь, которая нас опять удаляет от Бога и делает еще худшими, чем до получения дара Божия. А самарянин, иноплеменник, который не считал себя чем-либо достойным перед Богом, имел смирение, пришел к Богу и остался вместе с Ним. Потому что он ради Бога отказался от всего. Он отказался от своих заблуждений, от своей неправильной веры, он оставил все и пошел за Богом.  Так же и сейчас очень часто бывает. Крестишь какого-то человека из православной семьи, и редко потом кто приходит в Храм. Крещенный и, вроде бы, это  естественно, так и живет и считает, что Бог ему всем обязан. Раз он крещен, то он особый человек. Он имеет какие-то заслуги и уже только поэтому должен быть другим и получать от Бога гораздо больше, чем все прочие.  А приходит креститься иноплеменник и часто меняет свою жизнь очень резко, потому что он осознает, сколько милости можно получить от Бога, и он недостоин этой милости. Убедить себя бывает очень трудно в том, что мы недостойны и должны постоянно благодарить Бога. Мы, как девять евангельских иудеев, часто не благодарим Бога. А благодарить необходимо всегда, каждый день, есть за что, потому что каждый наш шаг, каждый наш день, каждая минута, которую мы живем здесь, на земле, это дар Божий для того, чтобы мы были вместе с Ним, и наша душа пребывала в Боге. Чтобы мы жили по вере, и эта вера спасала нас.
Постараемся, дорогие братья и сестры, осознать, что и мы получаем многие исцеления от Бога, но как-то не хотим этого замечать. Мы не хотим считать, что кому-то чем-то должны, даже Богу, хотя Ему мы должны, и обязаны своим пребыванием телесным на земле и будущим, духовным, в Царствии Божием.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.