Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 30-ю по Пятидесятнице, свв. праотец. 2012 г.

31 декабря 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В неделю святых праотец, которую мы сегодня отмечаем, звучит замечательное Евангелие о званных на вечерю.  Господь устроил пир, но многие званные отказались, и тогда были собраны все, кто пожелал прийти. А те, кто был зван, услышали страшные слова, что они не наследуют Царствие Божие и не будут вместе со Спасителем.
«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.  Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных». (Мф. 22: 1-14).
С одной стороны, этот пир приточный, а, с другой стороны, он реальный, потому что мы уже сейчас все приглашаемся на вечерю Господню, и Господь к нам обращается: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26), «пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя» (Мф. 26: 27-28). Но многие отказываются, и причины те же самые, что указаны в Священном Писании: суета, мирские заботы, заботы о внешнем, о теле, совершенное забвение о нуждах своей души. О самом главном забываем – о вечности.
В то же время, эта неделя напоминает нам о том, что у нас перед Богом великая персональная ответственность. Церковь не зря вспоминает святых праотец, отец. Люди жили пять с половиной тысяч лет, множество людей, миллионы и миллионы. Среди этих миллионов жил особый род, люди которого ходили перед Богом, были праведными, вели подобающую жизнь, старались угодить Богу. Потому что и сейчас, как говорят святые отцы, мы, христиане, все званные, но избраны только те, кто живет по-христиански. И вот среди множества искушений, соблазнов, мирских грехов, были люди, которые хранили верность Богу, старались исполнять Его заповеди. Они ждали Его, после их кончины проходили сотни, тысячи лет, рождались их дети, внуки, правнуки, которые слушали заветы своих отцов, праотцев, и тоже вели праведную жизнь. И за тысячелетия все вместе в этом роду сотворили великое благо для всего человеческого рода, для всего творения Божия.  Родился Господь из этого рода, и весь род прославляется две с лишним тысячи лет, и будет прославляться вечно.
А если хотя бы один из этого многочисленного рода вдруг избрал другую жизнь, потому что они все были такие же, как и мы, имели свободную волю. Сказали бы: «Да нет, а зачем мне исполнять заповеди? Да пойду-ка я повеселюсь, погуляю. И волов-то у меня достаточно, и жены есть, и многое другое». Но не забывали они о Боге. Не забывали своей ответственности перед Ним. Их общее дело оказалось величайшим из всех.
А мы живем так, как будто после нас кончится жизнь. Как будто в нашем потомстве ничего не отразится: ни наше доброе, ни наше худое. Потому и кончается наш род, что больше худого, которое уничтожает его, и из этого рода уже ничего не может появиться святого, доброго и благодатного. И в этом виноваты конкретные люди, мы с вами, каждый в своем роду. Жили люди тысячи лет, и после них их дети и потомки были в благоденствии, несмотря на скорби, на болезни, как праведный Иов. У Авраама не было детей, он получил чадо в глубокой старости по своей вере. Много было испытаний у этого рода, множество искушений, и каждый из этих людей перенес искушения и испытания с достоинством и вышел победителем. А кто из нас проводит жизнь, не день, ни два, а всю жизнь, побеждая свой грех? И мы что-то хотим получить за свою бездеятельность и совершенное отступление от Бога и от Его заповедей.  Праотцы тысячи лет были верны Богу в самых тяжелых скорбях, в самых тяжелых условиях жизни.  И готовы были отдать свою жизнь в любой момент,  жизнь своих детей, как Авраам, потому что были всецело в руках Божиих. Если бы мы вели так свою жизнь, то и от нас происходило бы святое потомство, то и в нашем роде были бы великие свершения, и никогда нашу страну не потрясали никакие ужасные бедствия.  Мы ходим и жалуемся:  одна дочь, и та не ночует, один сын, и тот наркоман, Вы родители на себя не смотрите. Почему они не ночуют и наркоманы? И ходим, гордимся, что мы великие люди, потомки, несчастные потомки, может быть, когда-то великих людей. И все от нашего маловерия, от того, что мы слабы и немощны духовно. Потому что святые мученики, которые испытывали мучения за Христа, во время мучений получали такую радость, успокоение и усладу, что для них это были не мучения, а лучше, чем пребывание в царских покоях.  Лучше брачного пира, лучше всех удобств человеческой жизни. Подвижники, которые жили в лесах и пустынях, можно сказать,   впроголодь, и ничего не имея, никогда бы не поменяли пустыню и лес ни на какие дворцы. Они получали от Бога все необходимое и были счастливы. У нас все есть, и мы все ропщем. И потому-то у нас много скорбей, что многие отвергают Бога. Не потому, что мы плохо живем, а потому, что мы сами не хотим на Его пир. Нас это не устраивает, нам не нравятся порядки, заповеди Божии – все не устраивает, даже не знаем, что нам нужно. Заставь перечислить, ничего не перечислим, просто: не буду и все.  Просто внутренняя злоба и вражда с Богом. Потому так много несчастий. Потому что самое большое несчастье – жить без Бога, и у нас все  плохо, и никогда мы не возродимся, пока не обратимся к Богу. Пока не забудем свое «хочу», а будем жить так, как велит Господь, и как велят нам Его святые заповеди.
Мы каждый год слушаем Евангелие про этих великих людей. В следующее воскресенье мы будем называть их по именам, читая Священное Писание, но никому из нас не бывает стыдно, что мы не то, что ни в их ряду и рядом с ними не стоим, а нам-то вообще нечем гордиться. Но каждый из нас «велик», конечно, в кавычках.
Сегодня, перед днями Рождества Христова, постараемся и мы быть перед Богом верными Ему, принести свой плод, который, может быть, покажется не сейчас, не сегодня, не завтра, а через десятилетия или раньше, но жить достойно создания и творения Божия. Чтобы Господь когда-то, может быть, даже не по нашим заслугам, а по нашему смирению перед Ним, внес и наши имена  в книгу жизни.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.