Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю Великого поста. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все мы с вами, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что недолго живем на грешной земле, стараемся оставить на ней какой-то след.  Не всегда, конечно, хороший, положительный, а отрицательный, но, тем не менее, желание это есть у каждого из нас. Мы сегодня слышали в евангельском чтении, как два Апостола подошли к Спасителю и стали просить Его, чтобы Он посадил их, когда воцарится, как они предполагали,  на этой грешной земле, одного справа, а другого слева от Себя. То есть, дал бы им власть, приблизил к Себе. Когда они получили отрицательный ответ, потому что Господь не властитель греха, мира страданий и смерти, а Творец мира любви, счастья и благости, то на этих учеников стали роптать другие. До этого, конечно, все десять учеников очень внимательно слушали, потому что и у них внутренне было желание услышать, а что же они заслужат?
«Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк. 10:35-41).
Этот вопрос мучает всех нас с самой юности до самой кончины. Мы ходим в Храм и начисляем себе «зарплату».  Какая-то копилка у нас появляется, и думаем: «Вот, сходил, помолился, наверняка, чего-то заслужил. А еще раз, а вот попостился, причастился, поисповедовался, ну, тут совсем в моей копилке так много прибавилось». Из подобных рассуждений у католиков появилось учение о сверхзаслугах.  Если у нас не появилась радость духовная от чистоты сердечной, то обязательно у нас есть радость от какой-то якобы прибыли.  Все мы ведем свою «бухгалтерию», стараемся быть с Богом на паритетных началах, торгуемся и выбираем, что нам исполнить, а что не исполнить, какую заповедь и в какое время. «Вот сейчас занедужил что-то, это я не буду делать. Ну, уж ладно, у меня хватает добра всякого, наверняка, не пропадет за мной». Так захламляем себя, как и свою квартиру, всем ненужным, что гниет, тлеет и поедается молью. Душу свою захламляем всякими желаниями, живем как в сказке и копим виртуальные богатства.
Но, конечно, это богатство моментально пропадает. Когда хочет кто-то проверить, а что у нас есть за нашей душой и, лишь только нас ковырни, как оказывается, что в нас на самом деле хлам, и нет там ничего, и никакая у нас не копилка, а просто мусорная помойная яма. И много там всяких гадов, которых мы лелеем и с которыми совершенно не боремся, потому что мы все заслуженные, прекрасные и замечательные.
Сегодня мы отмечаем память преподобной Марии Египетской. Как раз ее житие начинается именно с описания того, что я вам рассказываю. Был некий монах Зосима, всю жизнь проживший в монастыре, более пятидесяти лет, он иногда заглядывал  в свою «копилку».  И говорил: «Господи, а неужели у кого-то больше есть? Да покажи мне, кто больше меня потрудился».  Смотрел, смотрел, и однажды Господь ему открыл, что нет у него никакой копилки.  Что он такой же наемник, как все, потому что трудится не по любви к Богу, а за какой-то прибыток.  Пошел он однажды в пустыню и встретил человека, как он понял, совершенно необыкновенного. Оказалось, женщина, и она совершенно не считает своих подвигов, считает себя хуже всех и трудится над собой не потому, что ждет какое-то вознаграждение как работник или наемник, как сказано в Священном Писании, а потому, что она хочет очистить себя. Потому что она видит, что у нее нет никакого богатства. Потому что она знает, что нет ничего за душой, кроме грехов и страстей, и  надеется только на милость Божию и ни на что другое. Это труд не наемника, а ребенка: сына, дочери, который трудится ради любви к своим родителям, к своему Отцу и Творцу, который хочет радовать себя и ближних внутренним богатством, внутренней чистотой и совершенством. Когда-то и она была такая же, как Зосима. Мы все проходим через этот период, период торговли, рынка и всего прочего. Сейчас он, кстати, и вокруг нас, а внутри он всегда у нас был. Мария считала себя не хуже других, пришла к Богу, захотела Ему у гроба Господня в Иерусалиме поклониться, поторговаться. Но когда увидела бездну страстей, грехов, то у нее не оказалось никаких слов. Она поняла, что она просто даже поднять глаз не может, чтобы посмотреть на образ Божией Матери или приложиться ко гробу Господню. У нее появилось только одно желание: она полюбила Бога и решила, что теперь, пожив скверной жизнью в болоте страстей и  грехов, она будет всеми силами выбираться из этого болота и ничего не заслужит, что бы она ни делала.  Она просто будет это делать, потому что хочет стать светлой доброй личностью. Она не думает о том, что попадет в Царствие Божие, а просто возненавидела грех и свои греховные преступления и  полюбила Бога.  Не случайно поэтому Церковь на пятой неделе нам показывает этот дивный образ. Образ того, как нужно трудиться для Бога, как нужно работать над собой, не как наемник и торгаш, а как сын или дочь, стараясь любя Бога, проявить эту любовь в созидании внутренней красоты. Потому что если ты сын или дочь, то ближе этого нет ничего. Это уже не торговля, а просто единение духовное. Пока мы торгуемся, то доказываем, что далеки от Бога, что Он нам чужой. Ведь с кем происходит торговля? С чужими людьми. Неужели родной будет что-то продавать своим детям или своим родителям. Это просто свидетельствует о том, что мы  еще очень далеки от Бога, что мы в начале пути, и путь этот долог и труден, и неизвестно, осилим ли мы его.
Церковь, в то же время, показывает, что на этом пути у нас есть помощники. Преподобная Мария Египетская, конечно, не сумела бы совершить этот подвиг, но ее укрепила Божия Матерь, которая  была с ней все дни ее подвига в пустыне. Это Она ее послала на этот подвиг, сказав: «Иди за Иордан  и там обретешь покой». И какой же она обрела покой? Семнадцать лет она в голоде, в жажде билась о камни, о пески и боролась со своими страстями. Этот покой пришел только через много лет. Но, несмотря на всю тяжесть ее подвига, Божия Матерь всегда была рядом с ней. Преподобная Мария победила себя, страстную, греховную, и стала близкой  родной и Божией Матери, и Ее Пречистому Сыну. 
В то же время, Церковь нам показывает, что наша близость к Богу не зависит порой от того, сколько мы сделали грехов, потому что безгрешных людей нет.  Наша близость к Богу зависит от величия нашего покаяния, от того, насколько мы осознали самих себя, что в нашей голове, и как мы живем. Церковь нам показывает пример, что любой из нас, каким бы ни был он до этого, может стать близким к Богу, сыном или дочерью Божией Матери и родственником святым. Нужно только наше желание, наш труд над собой. Необходима решимость и сила нашей воли.   Пример немощной женщины, страстной, греховной, которая и создана Богом, как считают сейчас многие, для того, чтобы давать другим удовольствие. Грех в ней властвует гораздо сильнее, но и она оказалась победительницей.  Нет ничего невозможного для тех, кто стремится к Богу, кто хочет быть рядом с Ним. Мы, дорогие братья и сестры, постараемся тоже посмотреть на себя внимательно, быть не наемниками в доме Отца нашего, а детьми, чистыми, откровенными, верными и добросовестными пред Богом и пред своей совестью.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.