Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю по Пасхе. 2012 г.

30 июня 2012

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня по благословению Святейшего Патриарха во всех храмах Москвы, в храме Христа Спасителя, в кафедральных соборах по всей России проводится молебное пение о том, чтобы Господь защитил Свою Церковь от поругания.  Мы просим об этом каждый день, и Господь обещал, что Он будет пребывать с нами во веки.
Мы, конечно, все материалисты до мозга костей. Сегодня мы вспоминаем неверие  апостола Фомы.
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.       После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:24-29).
С одной стороны, его неверие в Воскресение Христово, его материализм, которым пропитаны все мы, и в апостоле Фоме мы видим каждый себя.  В то же время, как становится нам понятна жизнь Апостолов. Мы читаем жития святых, Евангелие, Апостольские послания, знаем жизнь Апостолов. Но простое евангельское повествование  рассказывает больше всех житий. Оно говорит о чем? О том,  кем являются  Апостолы. Мы их называем учениками Христовыми, учителями Церкви, но Они такие же простые люди, как и мы, и не просто такие простые, а со всеми, до каждой мелочи, нашими недостатками. Апостол Фома живет обычной человеческой жизнью, верит только тому, что видит. А видел он многочисленные  исцеления Спасителя и воскрешение мертвых, множество чудес. Но он никак не может понять и поверить, чтобы человек (он еще не знал, что Господь – Истинный Бог) Сам Себя воскресил. До него это никак не может дойти. Обычные человеческие слабости, обычный наш материализм. Можно вспомнить каждого из нас. Как мы рады, когда нам, допустим, принесли и подарили платочек или рубашечку, сколько у нас радости: бегаем, показываем, хвалимся.  Пришли в Храм, причастились, получили огромнейший Дар от Бога для души, но большинство этого не замечает, потому что не видит. И душой даже иногда мы не чувствуем этого Дара. Мы такие же материалисты, так же привязаны к земле, к вещизму. Все нам нужно потрогать, во всем удостовериться, то есть, мы живем жизнью  человека, окруженного материей, который ни во что не верит, а верит только в свои силы, возможности, в окружающий мир, в то, что можно потрогать.
Апостолы, оказывается, были точно такие же. Они не верили, так же, как и мы, что в водоеме есть рыба, пока сами ее не поймали. Они так же, как и мы, хотели все потрогать, усвоить своим несовершенным разумом. Господь, зная наши слабости, зная слабости Своих учеников, которые еще не были просвещены Духом Святым, не получили благодать Святого Духа, видя и наши немощи, идет нам навстречу и дает такую возможность: «Прикоснись ко Мне, попробуй, удостоверься, что Я есть и существую». И у нас, как и у апостола Фомы, тоже были такие же моменты, у каждого. Каждый приходил в Храм с этим же вопросом: «А есть Бог или нет? Воскрес Он или нет?» И Господь отвечал на этот вопрос. Отвечал реально. Наше сердце, наша душа, наше сознание слышали этот ответ. Кому-то вдруг, когда он пришел в Храм, полегчало, и слезы потекли, и плакать хочется, и молиться, и какой-то период так хорошо, как летаешь, а не ходишь по земле. Но потом проходит, дотронулся – и хватит. Теперь потрудись. Теперь, апостол Фома, иди в Индию и там просвещай дикарей, ты же удостоверился. Также и каждый из нас. Получили ответ, а теперь потрудитесь, поработайте над собой. Многие как раз и не хотят потрудиться. Прикоснуться каждый хочет, каждый желает полетать, ощутить Бога, Его близость. А потрудиться, чтобы всегда быть с Ним в вечности, это удел немногих. Спаситель сказал, блаженнее, выше те, кто не живет тем материализмом, который нас окружает, а живет духовной совершенной жизнью и верит не тому, что видит и трогает, а  Богу, благодати, которую он пережил. Эта жизнь выше, жизнь по заповедям, с Богом в духовном мире. Тот, кто хранит память в своем сердце, в своей душе, в соприкосновении с Богом живет всю жизнь, старается, как апостол Павел писал, разрешиться и вечно быть в этом блаженном состоянии вместе со Христом. Тот более блажен. Но многие прикасаются и уходят. Не по силам оказывается дальнейшая жизнь по любви к Богу. Только раз прикоснулся, ну и все, а нам хочется, чтобы Господь был всегда с нами и, где я скажу: и впереди, и сзади, и сбоку, или справа или слева. Мы хотим, чтобы не Господь, не духовность в нас властвовала, а чтобы мы были хозяевами даже над Самим Богом и над духовностью – над всем. Человеческой гордости нет предела, и человеческой слабости, и человеческому неверию. В то же время, нет предела и для тех, кто хочет возвышаться, жить с Богом, жить духовной жизнью и совершенствоваться. В этом тоже нет предела.
Сегодня Церковь нам показывает пример для нас всех на примере апостола Фомы. Что он такой же человек, как и все мы, со своими немощами. Видел множество чудес, как и мы видим в нашей жизни, сколько раз Господь нас хранил, защищал, помогал нам, утешал и  укреплял. Но наше неверие опять нас побеждает. Наш материализм нас гнетет и не дает возвыситься над всем земным. Наши грехи нас одолевают. А Церковь призывает нас, чтобы мы преодолели свои несовершенства и были верными Богу, жили духовной жизнью и были уверены, что Господь есть и с нами, и в  нас и стремились к тому, чтобы быть в вечности вместе с Ним.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.