Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю по Пасхе, ап. Фомы. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня мы отмечаем день Антипасхи или вместо Пасхи.  Первый день, который начинается после недели пасхальной. И в этот день мы вспоминаем нашу человеческую сущность, наше человеческое естество, ради спасения которого Господь пришел в мир, пострадал и воскрес.  Господь победил смерть и грех, победил диавола, но мы задаемся вопросом: «Как же Господь победил грех, диавола, когда мы также грешим, а диавол также бывает рядом с нами?»
До пришествия Спасителя все люди находились под гнетом, под абсолютной властью диавола. После того, как  Господь воскрес, диавол пребывает в мире, но у него не имеется власти над людьми. Он может обманывать, завлекать, предлагать. Если человек согласится подпасть под его власть, то тогда он владычествует над ним. А если человек живет с Богом, то он не просто  не может как-то его вовлечь в свою силу и власть, а он к нему и приблизиться не может.
Мы говорим, что  Господь победил смерть. Но, тем не менее, также все умирают, также кладбища наполняются. Если бы человек здесь, на земле, был бессмертен, то это было бы тягостно для него в испорченном грехом мире. А преступники, живя тут же вечно в этом мире, сделали бы жизнь невыносимой. И поэтому Господь премудро сделал. Смерть Он сделал дверью в Царствие Божие. До Него эта дверь была закрыта. Никто, даже праведники, не могли войти в Царствие Божие, которое было потеряно для человека, казалось бы, навсегда. А Господь не уничтожил смерть телесную, а для иного тела создал такие условия, что человек  как бы переходит, рождается в жизнь иную. И для него смерть, если, конечно, он заслужил, это переход в Царствие Божие, это жизнь с Богом.
Но нам очень тяжело усвоить эти истины. Потому что, как апостол Иоанн Богослов пишет, в мире господствует гордость житейская, гордость ума. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Как раз об этой гордости ума сегодня мы слышали Евангельское чтение. Рассказ, как властвует гордость и у всех нас, как и у апостола Фомы. «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 24-25).
Гордость ума создала из себя пьедестал. Не потрогаю, не посмотрю, не удостоверюсь вещественно – ничто не признаю, ничему не поверю. Это говорит о том, что в этом случае в человеке нет духовной жизни. Да и в Апостолах тогда ее еще не было. Человек жил только разумом, только внешними обстоятельствами. И сейчас многие так живут. А Бог есть Дух, Всесовершенный, Всеблагой, и познается Он только через духовную жизнь человека, через духовный опыт, через душу, а не через ум. Да, через ум можно что-то понять. Но это не значит, что появится от ума вера. А когда человек духовно живет с Богом, когда не только внешне, но и внутренне он всегда с Богом, Господь в его сознании, руководит его мыслями, и пребывает в мыслях, в чувствах, в сердце человека, как Господь говорит: «Даждь ми сердце» (Притч. 23:26), то тогда это уже настоящая вера. Не внешняя, а внутренняя. Но к этому, конечно, путь идет через внешнюю веру. Как у апостола Фомы. Все равно нам нужно что-то потрогать. Все равно нам нужно к чему-то прикоснуться. А потом у нас появляется духовный опыт. Поэтому-то у нас и пост перед Пасхой, сорокадневный, строгий, чтобы мы почувствовали сначала внешние перемены, а потом появился духовный опыт через эту внешнюю перемену. Мы начали поститься, и вдруг у нас что-то внутри заклокотало. Мы молимся, а нам что-то мешает, хотя никого рядом нет. И так нам это тяжело и мы начинаем понимать, что у нас жизнь-то двоякая. Она состоит не только из пищи  внешней, но и из пищи духовной. Но пока не начнешь поститься, этого не поймешь никогда. Нельзя через это перешагнуть или перепрыгнуть. Сначала начинается все с малого, как и у апостола Фомы.
Господь нам дал множество даров. Но наша вера начинается с такой мелочи. Нам нужно дотронуться пальчиком, и  от этого легкого прикосновения у нас может все поменяться. Мир может поменяться вдруг и неожиданно. Сознание меняется, но может и назад вернуться, поэтому труд над собой обязательно необходим человеку. Этот труд проходит через всю человеческую жизнь.
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь нам говорит, что Господь нам все принес: жизнь вечную, открыл Царствие Божие, дал нам победу над врагом. Нам остается только воспользоваться этим, воспринять веру, может быть, сначала через ум, как апостол Фома, а потом уже через душу, через сердце, чтобы она укоренилась у нас внутри. Тогда она даст нам благие и великие плоды и украсит нашу жизнь, как временную, так и вечную.
Аминь.
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ