Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю по Пасхе, о расслабленном. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Церковь  евангельским повествованием о расслабленном показывает нам наше внутреннее духовное состояние. Это состояние постоянно мятущегося человека, который часто не знает, что для него хорошо, что плохо, Никак не поймет, зачем он живет, мечется, ищет чего-то, не находит. А если находит, то не получает удовлетворения. Не понимает того, что грех, греховные желания никогда человеку не приносят удовлетворения и никогда его не укрепляют в жизни. Каким бы он ни становился: более знатным, более богатым, более страстным – все это только угнетает человека, расслабляет его душу, становится тягостью, которая препятствует в жизни многим радостям.
Господь исцелил расслабленного, потом ему сказал: «Не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14), тем самым показывая прямую связь между грехом и болезнью, между страстью и страданием. Эта прямая связь существовала и существует. Но очень часто мы даже на своих ошибках, как расслабленный, не учимся. Случилось с ним горе, тридцать восемь лет он нес епитимию болезни за свои грехи. Получил исцеление и не вразумился. Как тяжело бывает нам переродиться духовно. Это внутреннее смятение сопровождает нас всю жизнь. Сопровождает не только нас, простых смертных, но и многих подвижников сопровождало. В этой борьбе человек проводит всю свою жизнь.
Как-то к одному подвижнику, который уединился в  V  веке в пустыне, явился демон и сказал: «Ты проживешь еще 50 лет. Неужели ты будешь терпеть здесь скорби такое долгое время? Уходи скорей отсюда». А подвижник оказался твердым в своих убеждениях и сказал: «А мне было открыто, что я проживу 200 лет именно на этом месте». Бес тотчас исчез.
Страдания нам часто посылаются для того, чтобы мы вразумились, исправились, переродились, осознали неправильность своей жизни.
В Александрии в древности жил Евлогий. Был он одинок и думал: «Что же, никаких больших трудов, никаких подвигов я совершить не могу». Как-то шел он по рынку и увидел калеку, у которого не было ни рук, ни ног. Он решил взять его к себе домой и ухаживать за ним, чтобы через этот подвиг спасти свою душу, чтобы не было расслабления и пустой траты времени, не было праздности. Он взял калеку, привез домой, стал его обмывать, кормить, покупать все, что ему было потребно. Так проходили годы. Но однажды больной человек стал возмущаться. Евлогий ему говорил: «Скажи, что я сделал неправильно? Я исправлюсь». Он ему говорит: «Что ты меня кормишь непонятно чем? Я хочу мяса». Евлогий купил ему мяса. И опять тот был недоволен. Евлогий спросил: «Что же тебе надо?» Больной говорит: «У меня мало  общения с людьми. Я хочу, чтобы вокруг меня были друзья, знакомые, чтобы я увеселялся». Евлогий говорит: «Хорошо, я приведу тебе друзей». — «Нет, мне не нужны твои друзья, которые только и разговаривают о добродетелях, о посте и об исполнении заповедей». Так он донимал Евлогия и как-то однажды попросил того, чтобы он отвез его назад на рынок на старое место. Потому что там ему было весело, и много было всяких непорядочных людей вокруг него. Однажды Евлогий взял калеку и повел к святому Антонию Великому, который тогда был жив. Пришли они к преподобному Антонию. Евлогий стоит и вдруг слышит, как говорит преподобный Антоний: «Евлогий, иди ко мне». Евлогий подумал, что это он не его зовет, может, еще есть Евлогий среди народа. Несколько раз повторил преподобный Антоний, и когда Евлогий откликнулся, сказал: «Да, да, ты иди ко мне». Евлогий подошел с калекой. Преподобный Антоний его спрашивает: «Зачем ты ко мне пришел?» Евлогий ответил: «Тот, Кто открыл тебе мое имя, открыл и то, зачем я к тебе пришел». Преподобный Антоний сказал: «Я знаю, но ты скажи сам, чтобы все слышали, зачем ты пришел». Евлогий рассказал преподобному Антонию, какие трудности появились в отношениях между ним и калекой, как они жили. Тогда преподобный Антоний сказал: «Евлогий, ты неси свой крест, потому что через этот подвиг ты получишь спасение своей души». Потом обратился к калеке и сказал: «Если ты уйдешь от Евлогия, то погубишь свою душу, и не будет спасения вам обоим: ни тому, ни другому. А потому диавол стал возмущать вас друг против друга, что скоро вы вместе скончаетесь. Придет Ангел Божий и если вас не застанет обоих вместе, то тогда не спасется никто из вас». Потому что Евлогий спасается через служение калеке, а калека спасается через терпение и послушание Евлогию. Они вернулись, не прошло сорока дней, как один за другим скончались.
Когда мы, дорогие братья и сестры, помогаем ближним, то эта помощь является огромной добродетелью. В наше время распространен один из видов путешествий или паломничества, когда люди стремятся посетить святые места, поклониться святыням, побывать в монастырях. В позапрошлом веке был такой случай. Два крестьянина решили пойти на Святую землю. Тогда это стоило больших денег, потому что нужно было долго идти пешком, кормить себя все это время. Они долгое время собирали деньги. Когда уже наступил момент, что нужно было идти в Иерусалим, один из них вдруг отказался. Второй оскорбился, обиделся на него, потому что ему пришлось идти одному, нести все скорби и лишения, но, тем не менее, он пошел на Святую землю. Когда он пришел в Иерусалим, ходил по святым местам, то он все время видел своего друга, который с ним не пошел, где-то рядом: то ближе, то дальше. Он вместе с ним как бы ходил в толпе. Хотел он к нему приблизиться, но никак не мог. И поклонялся он всем тем святыням, которым поклонялся этот крестьянин. Он подумал: «Как же он меня обманул. Сказал, что не пойдет, а сам пришел тайком от меня, ходит везде, прикладывается к святыням и ко мне не приближается». Пошел назад, на обратной дороге всматривался, не увидит ли своего соседа. Вернулся, стал своим односельчанам рассказывать, как он ходил на Святую землю и говорит: «Но со мной же там ходил мой товарищ, который отказался, якобы, идти со мной, а сам был на Святой земле». Ему говорят: «Да нет, как же, он все время был здесь, с нами». Он пошел к своему другу и стал его расспрашивать, а тот ему говорит: «Нет, я на самом деле никуда не ходил, я пребывал все время в своем доме». Тот ему отвечает: «Как же я тебя видел на Святой земле? Ты же всегда был рядом со мной. Я видел, как ты поклоняешься всем тем святыням, которым и я поклонялся». Тогда друг ему рассказал, что он собирал деньги, собрал порядочную необходимую сумму для паломничества в Иерусалим, но вдруг у его близких знакомых скончались родители многодетной семьи, и дети оказались сиротами, не имеющими пропитания. И он решил все деньги отдать им, чтобы на них кормить детей. Так Господь показал, что милостыня часто бывает даже выше наших поклонений святым местам.
Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы нам укрепиться духовно, необходимо не забывать, что наша расслабленность, наше внутреннее смятение от того, что мы часто бываем в своей жизни нерешительны на добрые дела, слабы и немощны. Не можем мы часто перебороть свой эгоизм, свои греховные желания и от этого сами же страдаем. От этого у нас появляются многие скорби и болезни Попросим Спасителя, чтобы Господь и нас исцелил от нашей духовной расслабленности и помог нам укрепиться в нашей духовной жизни, духовном подвиге.
Аминь.
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.