Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о самарянке. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня Церковь отмечает встречу Спасителя с самарянкой, беседу с ней.  Эта беседа преподается каждый год потому, что Господь в лице самарянки беседует с каждым из нас, и не случайно эта встреча произошла у колодца патриарха Иакова, который находится в Самарии. Он очень глубок, больше тридцати метров, потому что местность там засушливая,  и этот колодец поил живой водой не только местных жителей, но и многих путешествующих странников. Самарянка, так же, как и другие жители, пришла в очередной раз к колодцу, чтобы набрать живой воды. Здесь она встретила Спасителя.
«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.  Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит жен щина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.  Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.  Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?  Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.  Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.  Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.  Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.  В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с  женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:5-29).
Самарянка, как и все мы, жила запросами обычного человека: телесными, внешними. Для нее вода была вопросом жизни и смерти. Ей она была необходима, чтобы утолять жажду не только свою, но и той скотины, которую она содержала. Она понимала свою полную зависимость от воды и, конечно, ежедневно благодарила того, кто выкопал этот колодец, как и многие люди, которые брали живую воду и благодарили патриарха Иакова, могила которого находится недалеко от этого колодца. Многие окрестные жители знают, где находится колодец, но иногда не помнят, где находится его могила. Колодец патриарха Иакова был ему как бы памятником, добрым делом, которое существовало многие столетия.
Но человек – существо, которое временно живет на земле.  И запросы у человека есть не только внешние, телесные, но и духовные. Господь напомнил об этих запросах женщине, сказал о том, что у каждого есть жаждущая душа, которая тоже ищет источник воды живой. Душа каждого человека ищет благодати Божией. Конечно же, душа самарянки тоже искала Божественной благодати. Когда Господь начал разговор о Божественной благодати, она откликнулась на него, но спросила, где же почерпать, где взять живую воду, воду Божественной благодати? А как раз перед ней был неисчерпаемый Источник, Который может напоить всех и вся живой водой благодати. Как ни странно, несмотря на свою греховную жизнь, которую она до этого вела, самарянка откликнулась на слова Спасителя и поверила Ему. Ее душа почувствовала прикосновение благодати, исходящей от Спасителя. Но прежде, чем это произошло, ей пришлось покаяться. Потому что нам всем мешает грех получать Божественную благодать. Господь напомнил ей о грехе, сказав: «Пойди, позови мужа твоего» (Ин. 4:16). Она ответила, что у нее нет мужа, хотела обмануть, потому что каждый старается скрыть свои самые страшные грехи и желания, свои страсти. Никто не хочет показывать все свое плохое, а старается себя приукрасить. Но когда Господь сказал ей о ее страсти, она покаялась Богу и после покаяния получила Божественную благодать. Самарянка сразу же пошла поделиться этой радостью с окружающими, с теми, кто жил рядом с ней. У нее оказалось доброе сердце, и многие по ее словам пришли к Спасителю и также получили Божественную благодать.
Сегодня Церковь всех нас призывает к тому, чтобы мы последовали примеру самарянки, которая впоследствии стала мученицей: ее живой бросили в колодец, пострадали мученически и ее дети. Но то, что она получила от Бога, она ценила больше всего: Божественную благодать, живую воду для ее души она уже не могла променять ни на что, даже на саму жизнь в греховном мире.
Церковь нам говорит, чтобы и мы оставили свои грехи, покаялись подобно самарянке и обратились к Спасителю, который ждет каждого из нас и готов дать нам благодатную воду жизни, Источником которой Он является. Святые отцы говорили, что для спасения человеку нужно совсем немного: почитать добродетель и отвергаться нечестия. Нам нужно очистить свое сердце, чтобы в нем не было никакой нечисти, потому что в злохудожную душу не входит Божественная благодать, и тогда Господь, если мы искренне покаемся, напоит в полноте и наши души, жаждущие благодати.
Помолимся, чтобы Господь и нам помог избавиться от наших страстей и получить Источник жизни и Божественной благодати от нашего Творца и Создателя.
Аминь.
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.