Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о слепом. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Церковь предлагает нам рассказ об исцелении слепорожденного. Собственно говоря, это не столько исцеление, сколько творение Божие. Как когда-то раньше из праха земного сотворил Господь прародителей, так и это чудо совершается Им из праха земного.
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (Ин. 9:1-17).
У человека не было глазных яблок с самого рождения, отсутствовал орган, и Господь взял прах, глину, сделал из нее глазные яблоки, вставил человеку, и вдруг он прозрел. Такое чудо не мог совершить никто кроме Творца, Того, Кто может сотворить все из ничего. Прозревший слепой стал прославлять Спасителя. Была суббота, и его вызвали на допрос, почему он нарушил субботний покой, в высший орган власти иудеев, синедрион. Но этот человек оказался мужественным и исповедовал свою веру, потому что кроме зрения, очей телесных он обрел и зрение духовное. Исцеленный говорил грамотным образованным людям: «Неужели вы не видите своими очами, что такое чудо мог сотворить только Творец и Бог?» Но его вопль оказался напрасным. Эти люди оказались бесчувственными и слепыми.
Человек состоит из души и тела. Тело имеет многие органы, также их имеет и душа. Господь сделал так, что душа имеет абсолютную свободу. Господь может исцелить тело, телесно Он исцелял многих. Исцелил десять прокаженных, но только один исцелел и душой. Душа, дух также имеет многие органы и может что-то воспринимать или не воспринимать. Очень часто нам даже кажется, что нам мешает наше же тело: какое-то болезненное, слабое, немощное, несовершенное, испорченное грехом. Но исцелить душу и привести ее к Богу – это уже наша задача, это цель нашей жизни. Если мы идем к Богу, и душа начинает Его видеть, с Ним общаться, то она успокаивается, жизнь души происходит в Боге. Но всегда это совершается добровольно.
Бывший слепой узрел не только свет вещественный, солнечный, но он увидел и свет Божественной благодати, увидел Бога. Его душа прозрела, и это уже его личная заслуга. Потому что он не испугался, не побоялся трудностей, увидел Бога и пошел за Ним, стал Его учеником. А души якобы просвещенных людей были слепы, они не захотели прозреть. Они видели своими телесными очами, но душа не воспринимала внешнюю информацию. Настрой души был совсем иной. Настрой внутренний был богоборческий и не принимал благодати Божественной. В такие злохудожные души, как говорит Священное Писание, не может войти ничто Небесное, не может войти Божественная благодать.
Сегодня Церковь нам говорит о том, что Господь дает нам все и с избытком, может для нас сделать многое и делает больше того, что мы заслуживаем. Но увидеть Его, прозреть духовно – это мы сможем только сами, только своим собственным трудом. Этот труд заключается в подчинении воле Божией, чтобы наши мысли постоянно обращались к Нему, и для нас было радостно молиться и общаться с Богом, приступать к тем Таинствам, которые Господь оставил нам для насыщения нашей души Божественной благодатью.
Помолимся, чтобы Господь и нам помог обрести духовное зрение, увидеть Его и пребывать вместе с Ним.
Аминь.
Христос воскресе!

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.