Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 7-ю по Пасхе, свв. отцов I Вселенского Собора. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь сегодня отмечает память святых отцов Первого Вселенского Собора. Этот Собор был созван святым равноапостольным императором Константином для того, чтобы Церковь очистить от тех нестроений, которые к этому времени появились. Как мы сегодня слышали в Евангельском чтении, Господь молится о Своих последователях и суть этой молитвы заключается в том, чтобы все были едины как едина Святая Троица. «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». (Ин. 17:11).
Церковь – это особый организм. Все члены этого организма, Главой которого является Спаситель, должны стараться уподобляться Христу своей жизнью, своим поведением. И не только в этом, но и мысли у всех должны быть схожими. В этих мыслях должно быть только желание быть в единстве с Богом. Едины был Апостолы и сердцами и душами. Кто не был с ними един, тот оказался вне Апостолов, стал сыном погибели. Но, тем не менее, периодически, а можно сказать, постоянно в Церкви появляются люди, которые начинают мыслить иначе, чем учит Святая Церковь, чем учили святые Апостолы. Это привнесение инакомыслия человеческого вносит раздоры в Церковь. Так же, как раздоры происходят в семье, если супруги думают по-разному. Тогда и поведение у них будет совершенно разным, рано или поздно такая семья развалится. Или нужно привыкать друг к другу и стараться жить в единстве, или ничего не получится. Так же и в Церкви. Люди связаны множеством всяких уз, знакомств, друзей, родственными связями. Но когда человек вступает в Церковь, то он вступает в особый организм – Тело Христово и берет на себя особые обязанности быть членом Тела Церковного и мыслить так, как учит Святая Церковь, нести послушание Богу и стараться не привносить никакого раздора и своемыслия. Но человеческая гордость всегда была в людях. Еще в апостольские времена появлялись те, кто пытались внести что-то свое в учение Церкви. Апостолы собирались для того, чтобы прийти к единомыслию, чтобы сохранить целостность вселенской Церкви. Потом появлялись различные лжеучители, которых Церковь также отвергала.
И вот, когда Церковь стала свободной, ей разрешили открыто исповедовать свою веру, свое учение, в Церковь пришли люди, которые тоже стали вносить свои разномыслия. Одним из таких был Арий, пресвитер, священник, очень авторитетный. Он служил в Александрии, одном из центров тогдашней Римской империи, очень значительном торговом промышленном городе. Он стал учить, что Спаситель не истинный Бог, что это Человек, который просто получил от Бога особые благодатные дары. Церковь отвергала это лжеучение. Константин Великий собрал Вселенский Собор из 318 святых отцов, которые все единодушно отвергли это еретическое учение. Арий был наказан за то, что пытался разорвать, разодрать Тело Христово, Хитон Христов. Потому что, когда человек, якобы, становится членом общества, главой которого является Господь, и хочет стать частичкой Его Тела, но, в то же время, воинствует с Богом, он совершает грех, который, как сказано в Священном Писании, не прощается грех хулы на Святого Духа. «Если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Каждый священник, а Арий был пресвитером, и даже диакон приносит письменно присягу о послушании Церкви. Когда же получивший дары благодати, причащающийся Тела Христова, Его Крови, обещающий служить верой и правдой Христу, в то же время начинает, вопреки своим обещаниям, воинствовать с учением Святой Церкви, то это уже грех, который не прощается и не смывается даже кровью. Это грех борьбы с Богом возводит хулу на Святого Духа.
Сегодня Церковь говорит нам, чтобы мы были все в единомыслии, не просто ходили и пытались что-то указывать Святой Церкви, учить Христа, а быть послушными, смиренными и в этом послушании проводить свою жизнь. А иначе участь тех, кто будет воинствовать с учением Церкви, будет такой же, как и Ария и подобных ему. Поэтому Церковь еще до дня сошествия Святого Духа на Апостолов в день Святой Троицы воспоминает святых отцов, которые составили первую часть Символа веры, упорядочили учение Церкви, привели все в единообразие, чтобы и мы следовали за ними. Чтобы в наших головах не появлялось никакой скверны, никакой хулы на Святого Духа, чтобы в наших умах было только желание знать истину и следовать за этой истиной, следовать за Христом.
Помолимся, дорогие братья и сестры, святым отцам Первого Вселенского Собора, среди которых были святитель Николай, святитель Спиридон, святитель Афанасий Великий и многие другие, чтобы по их молитвам Господь сподобил нас быть в единомыслии, следовать за Христом и не пытаться разорвать Хитон Христов.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.