Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь предложила нам слова Спасителя о нашем духовном образовании и воспитании. Спаситель говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6:22)/ Человек – существо Божие, которое получило от Бога возможность познавать мир и его оценивать. Для этого у всех имеется ум. Именно ум человека Господь и назвал оком, которым мы познаем себя и окружающий мир. Если этот ум не загрязнен ничем, то тогда Господь дает возможность этому уму через Свою благодать познавать и мир иной, мир Ангельский, мир Царствия Божия. Как, например, было открыто апостолу Павлу. Он побывал в Небесных селениях, он познал этот мир, но передать словами не мог. В Священном Писании Сам Господь часто повторяет, что сознание человека, его ум должны быть чистыми. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Господь говорил, что Его нужно любить всей душой, всем сердцем, всем умом своим. То есть, ум весь должен быть погружен в познание Бога и ничем не отвлекаться. В пример Господь привел птиц полевых, растения, которые от Бога все получают без всякой суеты. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Человек также должен своим умом познавать Бога, для этого он был создан. Это не отменяет в наших условиях труд не только умственный, но и физический для того, чтобы получить свое пропитание. Но всегда ум человека определяет его жизнь. Каково око, — сказал Господь, каков у вас ум, таково и тело, то есть, внешняя ваша жизнь, как телесная, так и жизнь в обществе, в семье.
Значит, задача, в первую очередь родителей и образования, воспитания, чтобы человек познавал Бога, чтобы его ум не засорялся никакими страстями и не отвлекался ни на что страстное, житейское, которое засоряет наше сознание, разум. И жизнь наша становится темной без Бога, страстной и часто тягостной для нас самих, да и для тех, кто с нами общается. Человек должен и познавать Бога, и любить Его. Через эту любовь он получает благодать от Бога, любовь Божественную, которую может распространять на окружающий его мир. Кстати, и животный мир, и растения очень чувствуют внутреннее состояние человека. Это было уже многократно доказано разными учеными. От нашего внутреннего состояния зависим не только мы, но и окружающий нас мир.
Есть такой рассказ. Как-то два брата искали работу. Один был постарше, поумней, а другой помоложе, полегкомысленней. И вот они нашли работу один у одного человека, другой у другого. Через неделю они встретились. Младший спрашивает старшего: «Как ты живешь? Какие условия?» Тот говорит: «Мне очень тяжело. Я много работаю, хозяин у нас добрый, хороший, но так я никогда не трудился в своей жизни. Мало отдыхаю, но меня никто не обижает, и я получаю хорошее довольствие. Но из-за тяжести труда я не знаю, останусь ли я у своего хозяина». Младший говорит: «А у меня жизнь замечательная. Я только встречаю и провожаю хозяина, езжу с ним в различные увеселительные заведения, гостей встречаю, веселюсь сам и получаю хорошее довольствие». Прошла еще неделя, они опять встречаются. Младший говорит старшему: «Ну что, ты не передумал? Может быть, перейдешь к нашему хозяину?» Тот говорит: «Да нет, как-то я привык к труду, хозяин замечательный, вокруг меня все с любовью, и сейчас мне этот труд уже не такой тягостный, как был вначале. А ты как?» Младший говорит: «Я все также развеселяю гостей, сейчас тороплюсь. Я опять жду хозяина». Через неделю они встретились. Старший говорит: «Что-то у тебя такой бледный вид». Младший отвечает: «Знаешь, веселье, веселье, ночами не сплю, веселюсь, некогда отдохнуть. В общем, веселье начинает утомлять». Старший говорит: «Ну что же, можешь прийти к нам, у нас замечательно, будешь трудиться, но получать уважение, почет. И хозяин у нас очень добрый и любвеобильный». Тот говорит: «Да нет, подожду еще». Прошла неделя, пришел старший брат, младшего нет. Он пошел к тому хозяину, смотрит, там веселье в доме. Думает: «Наверное, брат мой там веселится и забыл прийти ко мне на встречу». Вдруг он слышит какие-то слова о помощи. Посмотрел: лежит его брат весь изможденный и говорит: «Я изнемог в этом веселье, хозяин увидел, что я слабый, стал больным. Я его просил оставить меня, но он сказал слугам, чтобы они меня выкинули». Его выкинули за ворота умирать. И тогда старший брат взял его и повел к своему хозяину. Его вылечили, научили трудиться, и он проводил свою жизнь в труде, любви и почете.
Это рассказ о том, что, когда человек идет к Богу, Господь требует от нас исполнения всех заповедей и труда над собой, тяжелого труда для того, чтобы себя изменить, очистить свое сердце и ум от всяких страстей и грехов. Порой этот труд кажется тяжелым и невыносимым, но если мы верно служим Богу, то Господь подает нам Свои милости и, может быть, наш крест становится не меньше, но легче. Потому что Господь вместе с нами, помогает нам нести наши жизненные скорби, труды и борьбу со своей страстностью и греховностью. А младший брат – это тот, кто решил пожить в греховном страстном мире, который якобы дает человеку какое-то увеселение, но забирает у человека все, что дает Господь, все Его дары и затем выкидывает как ненужное, лишает общения с Богом и обрекает на вечные мучения.
Господь нас предупреждает, говорит, чтобы мы не старались получать лукавое ложное образование, которое бы удаляло нас от Бога, а старались хранить себя, своих детей в чистоте, чтобы ум не осквернялся никакой страстностью и земной греховностью. Тогда наша жизнь будет светла и радостна, Господь будет с нами, и мы получим Его помощь в наших скорбях и трудах. Послушаемся слов Спасителя, не будем себя обременять греховностью, страстностью, постараемся хранить свой ум в чистоте и любви к Богу, стараясь исполнять Его святые заповеди и трудиться над своим преображением.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.