Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на обретение мощей прп. Сергия Радонежского. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сегодня отмечаем Престольный праздник нашего Храма – память обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Сейчас, когда прошло почти 700 лет со дней его жизни, все больше и больше вырисовывается перед нами его величественный духовный образ. Не зря его называют отцом земли Русской, земель северной России.
Чем же и как сумел достичь таких плодов преподобный авва Сергий? Конечно же, он родился в благочестивой православной семье, и он был плодом молитвы своих родителей. Но, в то же время, он был и необычайно целеустремленным человеком. Он не метался по жизни, не думал о том, как ему жить, к чему стремиться, а выбрал с самого детства один путь, по которому шел. Не давалось ему учение, он знал, у Кого просить помощи. Молился ночами, просил, чтобы Господь помог ему и даровал ему умственные способности. Он полюбил молитву и от этой любви к Божественной благгодати он сразу же обретал в своем сердце помощь Божию. И по его молитве Господь даровал ему знание и способности. Он решил посвятить свою жизнь Богу и терпеливо ждал, когда его родители также посвятят свою жизнь Богу. Затем пошел на место, указанное Богом, потому что еще до его пришествия на горе Маковец часто видели необыкновенный Божественный Свет, который предсказывал, что здесь появится великий светильник земли Русской.
Есть такое предание, что Преподобный был и на месте нашего Храма, но Господь открыл ему, что здесь будет многолюдно, и он ушел на гору Маковец, где начал свои труды. Много претерпел он всяких искушений, но его целеустремленность, его любовь к Богу преодолевала всякие препятствия. Никто, даже его родные братья, не смог помешать его подвигу. Никакие человеческие страсти: зависть и прочее, на которые он не обращал внимания, не могли никак подействовать на его духовный стержень, на его духовную целеустремленность. Еще при жизни он достиг многих плодов. Возлюбив Бога, он возлюбил и землю, на которой он жил, народ, который к нему ходил во множестве. Он видел страдания людей и вместе с людьми страдал добровольно для того, чтобы своим страданием, своей молитвой помочь своим ближним. Силу его молитвы, чудеса, которые он творил люди познали еще при его жизни. Но самое великое чудо, которое он совершил – это когда по его молитвам Русь стала обретать независимость от татаро-монгольского ига. Его молитвы положили начало процесса освобождения народа от гнета иноземцев. А по молитвам его учеников и его самого, пребывающего в Небесных обителях, этот процесс был завершен. Когда человек, тем более, целый народ стремится к Богу, то никакие жизненные препятствия не могут этому помешать. И впоследствии вот уже седьмое столетие Русь постоянно находилась под его молитвенным заступничеством и помощью. Во все трудные времена, будь то Смутное время, нашествие французов, различные войны, в том числе и самая последняя, всегда он выступал защитником и молитвенником о нашем народе и о нашей земле. И очень часто он являлся, подсказывал, что нужно сделать для того, чтобы воцарился мир, чтобы выйти из затруднительного положения. Он не только при жизни, но и все последующие годы до сегодняшнего дня как бы пребывает среди нас и помогает нам, нашему народу, нашей стране. И неизвестно, как бы пошла история нашего государства, если бы его не было на нашей земле. Вроде бы, один человек, а столько много делал и делает. И поэтому все, даже простые люди, понимают его значимость, может быть, не осознавая своим разумом, и во множестве идут к его мощам, в Лавру, молятся ему. Потому что без таких заступников и молитвенников ни земля Русская, ни Православие на нашей земле, может быть, уже давно бы не существовали.
Господь создал каждого из нас для того, чтобы и мы оказывали благое влияние на все Его творение. Он Сам об этом говорит, что каждый человек, каждая личность дороже, то есть выше всего Его остального творения, показывая тем самым, какая ценность каждого из нас. Это мы сами себя унижаем своим отступлением от Бога, своей страстностью и греховностью. Преподобный Сергий говорил своим ученикам, поучая их: «Имейте страх Божий, чистоту сердечную и любовь нелицемерную». Страх Божий – это любовь к Богу. Состояние страха возникает потому, что мы осознаем свою греховность. А преступник, грешник всегда имеет страх перед Судьей, несмотря на то, что Судья этот любвеобильный, щедрый и добрый. Если мы будем иметь любовь к Богу со страхом за свои преступления перед Ним, тогда в жизни у нас не будет никаких других страхов и препятствий для того, чтобы жить с Богом. Преподобный Сергий указывал, что чистота сердечная необходима для того, чтобы себя преодолеть, хранить себя в чистоте. И в этой чистоте любовь Божественную нелицемерно передавать своим ближним. Он говорил это не по книгам, а по тому, что он это сам в своей жизни все совершил. Потому что он прошел этим путем и свой опыт хотел передать ближним.
Для нас, далеко живущих от него, может, эти слова не совсем понятны, но когда живое воплощение этих слов видели ученики, они понимали их как всю жизнь, которую прожил преподобный Сергий. Каждый человек был создан для того, чтобы влиять на творение Божие, возделывать его и облагораживать. Этой ответственности никто с нас не снимал. И судить нас Господь будет за то, как мы жили и какое влияние оказывали на Его творение, на космос, на животный мир, на все, что нас окружает, на своих ближних. Если от нас были только отрицательные последствия и влияние, значит, мы будем наказаны. А если положительные, значит, Господь вознаградит. И как бы мы себя не умаляли и не оправдывали, что я ничтожный, маленький человечишко, но оказывается, все наши дела и даже слова влияют на весь мир Божий. Потому что нас такими создал Творец, чтобы мы были лицом всей твари и всего сотворенного Богом и властвовали этим творением. Мы не захотели властвовать с любовью и в чистоте, теперь властвуем во грехе, ненависти и злобе. Но это все наше. Это наше, потому что мы сделали себя такими. Поэтому-то мы несем такую огромную ответственность за свою жизнь, за дела и за слова. Потому что они влияют на все творение Божие. Преподобный Сергий показал нам, какие великие дела может творить человек даже в греховном мире, если он с Богом, если он живет чисто, если он старается мир, который дан нам от Бога, преображать, очищая его от всякой скверны и греха.
Помолимся преподобному Сергию, чтобы он помог и нам совершить свой жизненный путь, свой подвиг, потому что каждый христианин должен быть подвижником, (а если он не является таковым, значит, он просто не христианин), помог нам обрести Христа, иметь любовь к Творцу и Создателю, жить со страхом Божиим, иметь чистоту сердечную и любовь нелицемерную к ближним.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.