Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о Страшном Суде. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь подготавливает нас к времени Великого поста. В предыдущие недели она указывала нам на милосердие Божие, на Его доброту  к нам гордым, зазнаистым, ушедшим в страну греха и своих страстных желаний. А сегодня она нам говорит о том, что Господь является и праведным Судией. Не злым, не мстительным, а именно праведным. Потому что все добродетели основываются на правде. На лжи ничего построить нельзя. Мы привыкли здесь, на земле, к лживым законам, лживым отношениям, лживому поведению, к лицемерию и думаем, что так будет продолжаться вечно. Но придет время, когда нас оценят правдой, не гордыней, не тщеславием, а правдой и истиной.  Это основа Божиих законов, и она должна являться основой  нашей жизни.
Сегодня мы читали евангельское повествование о Страшном Суде. Но он и называется для нас Страшным, потому что он будет правдивым и справедливым. А мы боимся больше всего на свете именно правды о себе. Что угодно можно про нас говорить, но правду никак нельзя.  Обидимся до конца своей жизни. А Господь и милостив, и справедлив.  Эта правда обнаружит нашу сущность. Человек был создан для того, чтобы быть милосердным, как сказано в Священном Писании, «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). И мы прикидываемся милостивыми, добрыми, но в своей сущности не являемся таковыми. В Священном Писании сказано, что судить нас будут по нашим делам: добры ли они были или не добры? Какая наша внутренняя сущность? Как мы жили, что нами двигало  в наших добрых делах? Если не найдется в нас никакой доброты, то не быть нам никогда с милостивым Творцом и Создателем. Если наша сущность будет злая и коварная, то тогда придется нам быть вместе с такими же духами злобы и коварства в местах заключения. Потому что ад – это  есть место заключения, темница. Но ее никак не сравнишь ни с какими нашими темницами. Потому что, если в нашей темнице свобода ограничивается только передвижением, то в темнице духовной будет ограничено не только движение, но будет  парализован наш ум и сознание. Почему, например,  усопшие нуждаются в нашей молитве? И почему те, кто находится в аду, не могут молиться? Да потому что их ум и сознание полностью находятся во власти духов злобы. Они не смогут и не могут подумать о Боге и даже произнести какие-то слова, обращенные к Нему. 
Что-то похожее иногда происходит в жизни. Бывают случаи, когда люди находятся в летаргическом сне. Они слышат, иногда даже видят, но не могут ничего сказать, произнести. Иногда считают, что они мертвые. Были случаи, когда их хоронили.  Их несли, они все ощущали, что их похоронят, знали, слышали, но ничего сделать не могли. Не могли сказать ничего, потому что сознание их было парализовано. Если они вдруг от Бога получали помощь и перед самой могилой как бы вновь оживали, то потом рассказывали, как страшно слышать, знать все и ничего нельзя сделать.
Такое же состояние будет и в аду, в духовной темнице. Но это место не только лишенное возможности двигаться и думать, но оно и абсолютно темное. Я не буду вам рассказывать, можно прочитать, какие страдания, которых просто нельзя описать, в этой темнице испытывают люди. Как рассказывал Мотовилов, когда его жег геенский огонь, который совершенно невидим ни для кого, но жжет гораздо сильнее, чем настоящий, с него снимали сажу от этого огня до двадцати раз в день, и эта сажа была видна. Существуют и другие страдания. Это будет происходить не по жестокости Бога и Творца, а их придумает враг Божий, к которому мы прилепились в этой жизни, дух злобы. А насколько он коварен, насколько зол и в то же время, сколько он имеет ухищрений для того, чтобы мучить и издеваться, мы просто себе представить не можем. Ад – это место власти  диавола и его духов. Здесь, на земле, он тоже что-то наподобие ада пытается создавать. Пытается парализовать наш ум различными ложными идеологиями, лживыми призывами, обманом. Но у нас есть еще свобода. Мы можем отвергнуть  всякие параноидальные идеи коммунизма, социализма и всего прочего, а там мы просто не сможем ни о чем думать.
Кто исполнял заповедь о любви, а человек создан для того, чтобы творить дела любви, быть подобным своему Творцу, который есть Любовь, и в своей жизни проявлял добрые качества, будет в ином мире – мире свободы. Потому что, как пишет Апостол, свобода только во Христе. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода»  (2 Кор. 3:17).  Нам кажется, что мы свободны во грехе, пока он нас не парализовал. Но только во Христе полная свобода. Эта свобода будет только на добро и ни на что другое. Именно поэтому Ангельский мир беспрестанно восхваляет Бога. Ни на секунду не может  хвалебную песнь прекратить. Потому что Ангелы получают от Бога благодать, добро и сразу же это добро возвращают своему Творцу и творению Божию. Если на мгновение они прервут нить благодати, связующей их с Творцом, то они превращаются в темных духов, как превратились в бесов Ангелы, прекратившие восхвалять Бога. Это сущность Царствия Божия: беспрерывное служение Богу. Наподобие этого восхваления люди пытались непрестанно восхвалять Творца. Первой была Божия Матерь — Начальница непрестанной молитвы, у Нее это получилось, а затем некоторые отшельники,  монахи пытались держать непрестанную молитву для того, чтобы непрестанно восхвалять Бога. Для этого человек и был создан. Всякое прекращение молитвы как связи с Богом есть начало нашей духовной вечной смерти. Кто не привык к молитве, кому тяжко здесь, на земле, восхвалять Бога, воздавать Ему обратно то, что получает, тот и не попадет в Царствие Божие.
У людей, если отдаешь, то чего-то лишаешься. У Бога все наоборот. Если Господь что-то дает, и мы возвращаем  Его дар Ему в молитве, или в лице своих ближних возвращаем добро, то дар Божий в нас только преумножается, то милость Божия к нам еще больше увеличивается. До тех возможностей, насколько мы можем это добро расточать.
Сегодня Церковь нам говорит о том, к чему мы призваны, что нас ждет. Сказано это очень просто, доступно и ясно. К чему прилепился, то и получишь. Или червя геенского неусыпающего, которого тоже видел Мотовилов, который грыз его внутренности, причем с совершенно непередаваемой болью, или любовь Божественную и пребывание с Ангельским миром. Как пишет Апостол, Мы себе не можем представить те блага, которые приготовил Господь для нас. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1 Кор. 2:9).». Но мы не можем себе представить и весь ужас, который ожидает грешников. Поэтому, один нерадивый монах в монастыре, когда только на час его душа вышла из тела, и ему были показаны страшные адские мучения, вернувшись в тело, выпроводил всех из кельи и двенадцать лет до самой кончины ни с кем не разговаривал, пил только воду, ел только хлеб. Когда перед смертью его дверь выломали, хотели узнать, что же он видел, он только ответил: «Помните о смерти и никогда не согрешите». Это предупреждение нам от Бога не ложь и не сказки. Это быль, с которой все мы столкнемся.
Постараемся, дорогие братья и сестры,  на себя посмотреть, а что же в нас гнездится? Посмотреть правде в глаза, увидеть свою сущность и постараться, пока есть возможность, изменить себя, чтобы пребывать в Царстве Любви и добродетелей.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.