Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 10-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предстоит новый учебный год. И всегда перед нами стоит вопрос: чему учиться, как учиться и зачем учиться? Вообще, человек был создан для того, чтобы постоянно совершенствоваться, то есть, пребывать в постоянной учебе, восходить все выше и выше, совершенствоваться. Это задача человека. Поэтому в нас заложено стремление к знаниям. Может быть, поэтому и не выдержали искушения прародители, потому что им сказали, что вы узнаете нечто, чего сейчас не знаете.   Но это нечто оказалось таким губительным, что изменило природу человеческую и весь окружающий мир. Человек был создан для того, чтобы познавать добро и Бога, захотел познать что-то другое, и произошла катастрофа. И такие катастрофы происходят в жизни каждого из нас. Когда мы стремимся к чему-то, познаем и вдруг понимаем, что эти  знания нас губят или уже погубили.
Как же определить то, к чему нужно стремиться, а чего нужно избегать? Потому что это самое главное. Сейчас спорят о том, какие предметы изучать, не изучать, с какого возраста, но у  нас в Церкви все очень ясно сказано. Сам Господь сказал, что цель и задача человека, чтобы око у него было светло. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6:22). Око, то есть, ум. Когда чистый светлый ум, то это уже само по себе красиво. Почему дети такие милые и хорошие? Потому что они еще не загрязнены настолько всяким ненужным познанием. И чистота ума, непосредственность – это и есть красота, к которой мы должны стремиться. Если человек загрязняет свой ум всякими непотребствами, то эта красота пропадает, и он становится  безобразен, какой бы он внешне не был, в каком бы возрасте он ни находился.  Его внутреннее безобразие, его некрасивость всегда видна. Страстность, греховность, стремление к чему-то плохому мучают человека. Появилось какое-то греховное желание, человек ходит и мучается,  и даже внешне видно, как он становится и темнее лицом, и злее, становится абсолютно некрасивым.
А учеба начинается, конечно же, в семье и она продолжается в семье. А уж в школе, это какое-то дополнение к учебе семейной. Раньше старались с самого раннего возраста, чтобы человек, ребенок узнал как можно больше доброго и хорошего. О плохом не рассказывали, потому что плохого и так каждый наберется. Оно откуда-то у нас появляется, мы порой даже сами не знаем, откуда. А иногда потому, что это вкладывается в сердце ребенка, когда он, может быть, еще не понимает. Иногда приходят на исповедь взрослые люди, бывает даже уже на пенсии, в старости и говорят: «Батюшка, не знаем, откуда появились такие плохие  слова, которых никогда не слышали». А оказывается, когда они были совсем маленькими или в утробе матери, эти слова произносили или родственники или кто-то из окружающих. И они запечатлелись в уме ребенка. И через 50-60 лет вдруг откуда-то появляются. Человек понять не может. Плохое к нам очень быстро и сильно прилипает. Оно внутри нас сидит. Поэтому-то раньше даже до Христа у язычников к беременным женщинам не подпускали никого постороннего, чтобы сохранить чистоту ума и сердца матери и плода. А потом, когда появлялся человек, читали ему Священное Писание, не было никаких колыбельных. Это появилось уже в XVIII-XIX вв. и то только у богатых извращенных  людей. А читали детям жития святых: преподобного Сергия, Серафима Саровского и других. Родители читали Священное Писание, молитвы, а начинали учиться по Псалтири. А сказки, колыбельные – все это появилось гораздо  позже. Про какое-то зло, про каких-то драконов, о которых человеку и знать не надо. Тем более маленькому, иначе он спать спокойно не будет. Рассказывать ему страшилки на ночь – такого никогда у нормальных людей, даже неверующих, не было. Потому что это травмирование психики. Такое травмирование, которое на всю жизнь. А потом мы будем думать, почему он такой нервный, вздрагивает ночью, кричит  или еще что-то. Обычно, когда маленький ребенок начинал разговаривать, его учили молитвам: «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую» и другим. Научился читать – читал Евангелие, Псалтирь, утренние и вечерние молитвы. Ходил в Храм. И, конечно же, как многие святые говорят, приучали с самого раннего возраста к посту. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, говорил, что с трех-четырех, а иногда и с двух лет можно уже ребеночка приучать. Потому что все, что делается ради Бога, всякое добро, не проходит бесследно. Чем раньше человек начинал что-то ради Бога делать, то потом это отражалось на всей его последующей жизни. Задержался, упустил время, — назад не вернешь. И главная задача – хранить ум и сердце ребенка как можно дольше в чистоте. Чем позже человек узнает какие-то греховные страсти, тем меньше они его будут мучить. Мы же все знаем, что чем раньше узнаешь грех даже в уме, он прилипает и начинает человека мучить, донимать какой-то своей непонятно, якобы, привлекательностью, а на самом деле страданиями и болезнями. Поэтому чем дольше у человека  будет непосредственность и чистота в его сердце и уме, тем более счастлив он в своей жизни. А если никогда не познает каких-то грехов и страстей, то тогда будет счастлив всю свою жизнь, несмотря ни на что. Как Божия Матерь не познала грехов и страстей, и все только удивлялись Ее внутренней и внешней красоте и тому, как велика благодать, которая пребывала и пребывает в Ней. Задача Церкви, родителей и каждого человека именно в хранении своего ума. И святые подвижники, начиная с Божией Матери, почему непрестанно молились? Чтобы в ум не попадало никакой скверны. Никаких шуток, пошлостей, анекдотов. Все это вредно, все это яд смертельный, особенно для маленького ребенка. А сейчас очень часто ребенок включает телевизор, и там кроме пошлости нет ничего. Он вырастает совершенно неуправляемым и неспособным к жизни. Это тоже надо учитывать.
Желаю вам, дорогие братья и сестры, чтобы вы сами и ваши дети пребывали в чистоте и непорочности, потому что это радость и счастье нашей жизни – пребывать в чистоте с Богом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.