Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В самом начале творения Божия Денница воскликнул: «Буду как Вышний», Господь определил: «Снидеши во ад». Так и случилось. «Упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;  взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему’. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12-15).
Наши прародители захотели быть как боги. Господь определил: «И смертью умрете» (Быт. 3:3). Так и совершается.
А сегодня мы слышали Священное Писание, в котором Господь Сам нас всех призывает уподобляться нашему Творцу и Создателю: «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный» (Лк. 6:36). Потому что Денница хотел гордостью достичь чего-то. Прародители впали в прелесть, и поэтому были наказаны и тот и другие. А теперь Господь нам определяет, чтобы мы совершенствовались, возвышались, но не через страсти и грехи, а через послушание, смирение и исполнение заповедей  Божиих.  И в то же время мы слышим, что Господь определяет, какое должное быть добро, творимое нами.  Оно не должно приписываться нам самим. А добро, даже если мы его творим, должны совершать ради послушания Богу, ради Христа.  Творить милостыню и не ждать ничего в обмен. Делать добро и не считать, что это мы его сделали. Потому что всякое добро, милосердие, смешанное с грехом, с нашей страстностью, не принесет нам никакой пользы.  
«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.  И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:30-36). Добро должно быть рассудительным.
Как-то однажды  был диспут святого равноапостольного Кирилла с сарацинами, как тогда называли мусульман. Они ему говорят: «Вам заповедано, чтобы вы творили милостыню, подставляли щеку, не отвечали на зло злом. А почему же вы имеете оружие, совершенствуете его, воюете и уничтожаете врагов?» Тогда святой равноапостольный Кирилл ответил: «А если существуют две заповеди, которые поручено вам исполнять? Кто будет более достоин, тот, который исполняет одну заповедь или тот, кто две исполняет?» Они ему ответили, что, конечно же, тот, кто исполняет две заповеди. Тогда святой равноапостольный Кирилл ответил: «Мы молимся за обижающих нас, стараемся в своем сердце не иметь зла, но Господь нам сказал, что «нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя» (Ин.  15:13). Если вы хотите нас поработить, отвести в плен, совратить из Православия, то есть, хотите уничтожить и тело, и душу человека, наших братьев и сестер, то мы будем их защищать, потому что это высшая любовь. Когда дело касается лично нас, то это одно, а когда дело касается наших ближних, то это совсем другое». Поэтому эта заповедь и проста, но в то же время она требует того, чтобы мы понимали, в каких условиях как себя вести.
Когда мучили святую мученицу Татиану, она молилась за своих истязателей, просила, чтобы Господь привел их к вере. И по ее молитвам вдруг все восемь человек, которые ее мучили, пали перед ней на колени, сказали, что они все, что ей причинили, делали не по своей воле, их заставили, а теперь они тоже хотят быть христианами, И пострадали вместе с ней.
Господь нам повелевает, чтобы мы были как Он, имели милосердие ко всем, за исключением милосердия ко злу. Ко злу не бывает милосердия. Потому что если мы проявляем свое милосердие ко злу, к страстям, грехам, то они поселяются в нашем сердце и душе. Это уже не милость ради Христа, а к страстям, грехам, это отступление от Бога. Поэтому милосердие совершается только в благих целях, чтобы эти цели были спасением и наших душ, и души того, кому мы оказываем свое милосердие. Если оказывается, что это не спасение души, а погубление, то это уже не милость, а грех. Попросили у нас денег на водку, мы оказали милость, совершили величайший грех. И он окажется грехом не только того, кому мы дали деньги, но отразится и на нас самих, и на наших ближних, на наших детях. Потому что грех жесток, мстителен. Если мы еще потворствовали какому-то греху, даже одобрительно сказали, опять же будем от этого  страдать, страдать будет наша душа, страдать будут наши ближние. Поэтому Господь и говорит, что образец милосердия – это Бог, который все делает во благо и старается Своим добром предотвратить всякое наше зло, страстность и греховность.
Постараемся, дорогие братья и сестры, чтобы и мы уподоблялись в своей доброте нашему Творцу, но старались не быть сообщниками греха и зла.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.