Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Притча о богаче и Лазаре говорит нам о состоянии человека.
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях  и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,  ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).
Думая о богаче, мы в первую очередь представляем, что это человек, роскошно живущий, много имеющий, находящийся в постоянном пресыщении. Но притча потому есть притча, что она имеет значение не только прямое, но и косвенное. Богач, о котором мы сегодня слышали – это человек, любой из нас, не отказывающий себе, как говорят, ни в чем. У всех разные возможности, но все стараются, исходя из них, как можно больше взять и ни от чего не отказаться. То есть, любой человек, живущий по своим страстям, ищущий здесь каких-то удовольствий, увеселений,  удовлетворения своих страстей, желаний – это и есть тот богач, который пытается взять от жизни все.  Он думает, что тем самым он становится каким-то необыкновенным человеком.  Даже человек совершенно нищий, можно сказать, бомж, но имеющий много женщин, думает, что он самый великий на свете человек. Такой могучий, великий, что больше таких нет. Он об этом думает день и ночь, лежа под забором. И он богатый необыкновенно. Богатый своими страстями. Или какая-нибудь симпатичная женщина меняет мужчин, думает, что она победительница всего мира. Необыкновенная, великая и неповторимая и богаче всех на свете. Богаче своей красотой и прелестями, как она считает. Так каждая страсть. Человек себя считает необыкновенным. Ему кажется, что страсть его так возвеличивает, что подобных ему нет, и он велик в своем разврате, непослушании Богу и своей гордыне. Это образ богача.
 А нищий Лазарь – это тот, кто несет в жизни свой крест, довольствуется самым малым от этой жизни, крохами, как сказано в Священном Писании,  этого ему хватает,  он радостный и никогда не ропщущий человек. Он счастлив, потому что его богатство в ином мире. Потому что его величие будет потом. Как преподобный Серафим Саровский однажды одной монахине в Серафимо-Дивеевском монастыре говорил: «А ты равняйся на преподобную Исидору, она была самой последней перед людьми, но первой перед Богом». Образ Лазаря – это тот человек, который избегает страстей, удовольствий мира и довольствуется только самым необходимым.
Результат – один попал в ад, великий стал никем, а тот, кто был в уничижении, оказался в Царствии Божием. Это говорит о том, что мы ищем здесь, на земле, справедливости. Ее не было и не будет, грех не может быть справедливым. Безумец только может думать, что здесь, в мире греха и порока, когда-нибудь добродетель победит – никогда. Страсть, грехи здесь властвуют, господствуют, и никогда не будет здесь превосходства правды над ложью, никогда не будет смиренный выше гордого и непослушного. Справедливость будет только у Бога. Поэтому Спаситель говорит, когда делаете что-либо хорошее, старайтесь, чтобы никто не узнал и не приписывайте себе ничего, потому что никто кроме Бога не оценит добро, не накажет никто кроме Бога зло.
Человек, как евангельский богач, никак не может понять и осознать своей неправды. Богач казался всемогущим, но все равно ищет оправдания. Ищет виноватых и говорит: «Пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.» (Лк. 16:21-22) . Тем самым как бы говоря: «Меня никто не вразумил. Я такой несчастный, потому что ничего не знал». И получил  ответ: «Все-то ты знал, и пророки были, и заповеди Божии написаны уже давно, и не оправдаешься теперь ничем, потому что пропасть здесь между твоей ложью и Божьей правдой. Ее ничем не перешагнешь, кроме как искренним покаянием, никаким своим оправданием, никакой ложью, ни старанием обвинить в своей неправедной жизни всех, вплоть до Бога. Ничего не поможет».  Это ответ всем нам, которые надеются на свой обман, незнание или еще на что-то, якобы. Не будет оправданий и не будет у Бога никакой неправды.
Лазарь и богач могут быть разными личностями, как, например в семье. Может, муж ведет неправедную жизнь, а его семья, дети, жена страдают, питаются крохами, а он роскошествует и живет, как хочет в свое удовольствие. Он тоже богач, а они нищие как Лазарь. А в вечности ситуация поменяется. Может, жена ведет неправильную жизнь, а семья страдает. Тогда Лазарь – это ее дети. А она – неправедный, зазнавшийся, безумный богач. А, может быть, это и одна личность. Притча очень многогранна. Может, это человек богатый внешне всем, что его окружает, а душа его как нищий Лазарь. Питается крохами или совсем ничем. Не получает пищи ни в молитве, ни в исполнении заповедей Божиих и страдает. Так происходит иногда наше раздвоение. И от этого мы же сами и страдаем.
Сегодня, слушая эту притчу, дорогие братья и сестры, постараемся посмотреть на себя: кто мы? Или тот безумный богач, погибающий во множестве страстных удовольствий, пытающийся взять от жизни все, ни в чем себе не отказывающий. Или, может, мы стараемся исполнять заповеди, безропотно и тихо вести свою жизнь, быть всем довольными и стараться получить награду только от Бога.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.