Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь вновь нам сегодня напомнила о том, что мы живем в мире, который соприкасается с миром иным, невидимым. Есть мир тот, в котором мы существуем, и есть мир духовный, в котором пребывают Ангелы и демоны. И эти миры соприкасаются в нас самих, внутри нас. И соприкасаются по-разному.
Евангелие нам рассказывает, как Господь однажды прибыл в страну Гадаринскую, и здесь его встретил бесноватый, в котором пребывало множество бесов, целый легион. Он не жил с людьми, нагой бегал по окрестностям. Его пытались сковать оковами, но он разрывал их и убегал в пустыню. Евангелие нам  показывает образ человека, который подпал под власть греха и лишился человеческого образа.  Даже жить стал не как человек, а в пещерах, гробах. В нем находился целый легион бесов. А каждый бес – это какая-то страсть. Есть различные бесы: злобы, обмана, коварства, блуда, гнева и так далее. Бесы как злые духи всегда олицетворяют какую-то страсть, какой-то грех. И в этом человеке поселилось множество грехов. Эти грехи обезобразили его личность, превратили его в страшное существо, которое боялись окружающие, да и сам он страдал, мучился от такой жизни.  Он, наверное, не хотел жить, потому что часто бился о камни, пытался что-то с собой сделать. Но победить ни одну из страстей он не мог.
«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.  Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.  Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.  Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.  И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус». (Лк. 8:27-39)
Любовь Божия так же, как и гадаринского бесноватого, покрывает всех грешников. Даже один бес, одна страсть пытается человека уничтожить, пытается его умертвить. Но бесы не имеют силы и власти над человеком, потому что Господь не дает им этого. И даже мы, все такие грязные, в страстях, бесноватые, часто ропщем на Бога, а живем только Его любовью. Евангельский одержимый давно бы погиб, если бы хоть один бес имел власть над ним, над его жизнью. Но Божественная любовь не давала этому человеку погибнуть, не давала власти над ним ни одному из бесов.  Пришел  Спаситель, Творец и Владыка, Тот, который владычествует над всеми, в том числе, и над духами злобы, они это знали и попросили, чтобы Господь их не посылал в бездну, где уже не они будут кого-то мучить, а их будут мучить еще более злобные духи. Они попросились в стадо свиней. Даже над животными они не имеют власти. Господь им разрешил, и стадо свиней было сразу же ими уничтожено: все свиньи потонули в озере.  Тем самым они показали, что и с человеком они бы это сделали, если бы не было власти Творца и Создателя.
Мы часто над собой экспериментируем, пытаемся подружиться с духами злобы, со страстями, через которые они в нас вселяются, но это наши враги и они нас уничтожают.  Мы сами идем им навстречу, потом ропщем, что кто-то в чем-то виноват, но мы сами себя такими несчастными сделали, забывая о Боге. Человек, о котором говорится в Евангелии, был открытым бесноватым, который видимо мучился от страстей. Но есть и иное беснование, когда человек живет, вроде нет у него никаких таких видимых проблем, а есть проблемы внутренние: гордыня, обожение самого себя и желание жить, как хочется, непринятие никакой власти, в том числе власти Божией.  Такими одержимыми оказались жители Гадаринской страны. Им рассказали о том, что произошло,  о свиньях, об одержимом, а они пришли и стали просить, чтобы Господь ушел от их пределов. Они пришли в ужас. Пришел Владыка, которого надо слушать, который повелевает всем. А они не готовы никого слушать, никому подчиняться. Они гордые, зазнавшиеся, может быть, образованные или нет, чего-то достигшие или ничего не достигшие, но просто желающие сами, как они считали, и как многие сейчас считают, творить свою жизнь. Они попросили, чтобы Господь был подальше от них.
Отступление от Бога начинается всегда с того, что мы изгоняем из своей жизни Творца и Создателя.  Ему нет места в нашей повседневности. Нам некогда, у нас труды, занятия, учеба, зарабатывание денег, близкие, родственники: все, что угодно, но Бога нет в нашей жизни. Он где-то далеко, и чем дальше, тем лучше, тем больше у нас свободы, как мы считаем, времени  и всего прочего.  С этого начинается одержимость. Поэтому-то у нас, когда происходят какие-то события, всегда стараются Церковь отделить, удалить от народа или просто Ее уничтожить, чтобы не было Бога рядом. Так и жители Гадаринской страны. В их жизни не было места для Творца и Создателя, для Его святых заповедей. Им нравилось так жить, и это одержимость, которой многие страдают и сейчас, даже приходящие в Храм. Потому что приходят не для того, чтобы спросить: «А что мне сделать, что мне выполнить и как мне жить, чтобы Господь был ближе ко мне?» А приходят и говорят: «Что вы тут порядки свои завели? Да я сам могу все придумать, да и зачем мне Бог? В Храм хожу, но не для того, чтобы Ему кланяться, не для того, чтобы Его слушать и исправляться, а просто так, на всякий случай, может, что-то и получится. А если не получится, то вы уж меня извините, и Ты, Господи, такой вот нехороший». Эта одержимость бывает даже страшней, чем у гадаринского бесноватого. Он страдает и ясно различает черное и белое, добро и зло, а человеку, который сам себя сделал идолом, тяжело понять, что такое черное и белое.   Ему этого не докажешь, он просто не хочет этого знать. Все, что ему нравится, это белое, а все, что не нравится – черное. И причем это может меняться очень часто. Как он захочет, так и будет. Но придет время, когда и этот человек встретится с Богом, потому что не вечен, и тогда для него окончится его личное благополучие, и начнутся вечные страдания, пострашнее, чем у одержимого легионом. Жителям страны Гадаринской проповедовать Евангелие Господь послал бывшего бесноватого и пастухов свиней, переживших личную ужасную встречу с бесами.
Власть диавольская очень сильна. И только Господь может нам помочь в этой борьбе. Только к Нему нужно обращаться, всегда с Ним быть. Когда в нашем сердце, в наших мыслях молитва, Господь, тогда мы начинаем понимать суть этой страшной борьбы, жестокой и смертельной
В  XIX  веке жили на юге России два друга: один купец, другой ямщик, так, что даже породнились, потому что купец был добрый, стал крестником детей друга. И вот однажды диавол, когда они поехали на очередную ярмарку, внушил ямщику, чтобы он убил купца и завладел его деньгами. Они отъехали километров десять, и вдруг ямщик свернул в лес. Купец ему говорит: «Мы не по той дороге едем». А он молчит и едет дальше и дальше. Заехали в глушь, и вдруг ямщик поворачивается и говорит: «А я решил тебя убить, вот и топор припас». Купец сначала подумал, что ямщик шутит, стал с ним говорить, потом посмотрел в его глаза, страшные, злые и понял, что это серьезно.  Он встал перед ним на колени и стал просить, чтобы тот его пощадил. Но ямщик занес топор и хотел его ударить. И тогда купец обратился к Богу, сказал: «Господи, защити меня, не дай ему меня убить»,  И вдруг руки у ямщика опустились. Купец опять пытается с ним заговорить, но ямщик опять замахивается, и опять купец обращается к Богу: «Господи, спаси и помилуй меня, сохрани». И опять у ямщика опускаются руки.  И так более десяти раз. Наконец купец понял, что ямщик одержимый, что это бес ему внушил, и не надо перед этим бесом стоять на коленях. Он встал, подошел к ямщику, перекрестил его, стал читать молитву «Да воскреснет Бог».  И вдруг ямщик пришел в себя, осознал то, что делает, заплакал, и вместе они стали молиться.  Так и остались они потом друзьями.  
Нет у нас никаких помощников кроме Бога. А если мы Его от себя удаляем, тогда мы совсем беззащитные и слабые. Потому что перед диаволом не помогут нам никакие уговоры, ни слезы, ни что-то другое: у него нет понятий жалости, милости и еще каких-то добродетелей. Господь нам оставил орудие борьбы с грехами, страстями, бесами – молитву, Крест Животворящий, святых угодников Божиих, к которым также нужно обращаться за помощью. И именно поэтому святые старались не забывать о молитве ни на мгновение, потому что в это время диавол может воспользоваться нашей беспечностью. Господь всегда должен быть с нами, крестик всегда должен быть на нас, а мы всегда готовы к отражению диавольских козней, нападений или каких-то страстных греховных побуждений. Церковь нам сегодня опять об этом напоминает, чтобы мы это помнили и старались из своей жизни не изгонять Бога, а познавать, как лучше Ему угодить, чтобы Он был ближе к нам, и Его помощь всегда была с нами.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ