Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Очень часто, дорогие братья и сестры, мы ропщем на то, что не исполняются законы, а если они исполняются, то совсем не так, как мы бы  хотели, как нужно было бы. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, что главное это не закон, а исполнение его человеком.
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился  и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.  Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:25-37).
Один законник подошел к Спасителю и стал спрашивать, какая наибольшая заповедь? Делал он это лукаво, потому что сам знал все заповеди, и ответил  Спасителю, что любовь к Богу и ближним превыше всего. Он был законником, знал закон, но не исполнял его. Так в жизни очень часто бывает. Человек может прекрасно знать живопись, изучать ее, ходить по музеям, рассказывать другим, знать технику и все прочее, но не напишет в своей жизни ни  одной картины, потому что он не художник, а просто знает правила. Человек может знать, как работает какой-то механизм, но никогда этот механизм не сможет сделать или его исправить. Потому что он знает, но никогда на практике не делал. Так и законник знал законы, изучал их, назывался даже законником, но никогда не исполнял эти законы и заповеди.  Он мог рассказывать их другим, знал их лучше других, но в своей жизни не применял. Поэтому совесть его мучила. И, как сказано в Священном Писании, для того, чтобы себя оправдать, хотя его никто не обвинял, он задает другой вопрос, который его же и обличает: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). То есть, этим вопросом он говорит, что он никогда не исполнял закон потому, что не видит никого своим ближним: ни свое племя, ни свой народ, ни своих друзей, ни своих родственников – никого. Как и сейчас люди далеки друг от друга, независимо от дружбы, от кровных уз и всего прочего. Такому человеку очень трудно сказать, что эта заповедь отражает внутреннюю сущность человека.  Если в человеке есть любовь, то он ее распространяет на всех. А если нет, а просто он знает, что может быть такое, то тогда ему нечего распространять на других людей.  Он знает теоретически, что есть где-то такие люди, живут по-другому, но он применить к себе это не может по множеству причин и, в первую очередь, по самолюбию и внутренней гордости. И тогда Господь, чтобы было понятно, может быть, не только ему, но и всем остальным, рассказал притчу о милосердном самарянине.
Один иудей шел из Иерусалима в Иерихон, дорогой, которая в те времена была известна тем, что там промышляли разбойники. Они его изранили, ограбили, оставили лежать на обочине.  Шел священник-единоплеменник, который тоже знал все заповеди, как и законник. Он знал, что нужно помочь израненному иудею. Но он знал эту заповедь тоже теоретически, а вот в жизни ее, опять же, не применял  и прошел мимо. Шел левит, служитель при храме, который тоже знал эту заповедь, но не исполнял, не применял ее в своей жизни. И тоже прошел мимо. И вот шел самарянин, может быть, неграмотный, не знавший заповедей, просто воспитанный исполнять заповедь любви в своей жизни. Увидел несчастного иноплеменника, и внутренняя любовь, внутреннее милосердие не позволили ему пройти мимо, потому что заповедь была написана в его сердце, в его душе, в его сознании. И он помог человеку, не обращая внимания на то, кто он, что с ним случилось, помог всем, чем мог. Посадил на свой скот, сам пошел пешком, может быть, уставший, путешествующий, перевязал раны чем мог, что у него было, может быть, припасено для себя. Оставил в гостинице и заплатил за него. То есть, полностью исполнил заповедь, которую, может быть, не знал – заповедь о милосердии. Люди, исполняющие эту заповедь, будут помилованы Богом, как сказал Господь: «Блаженны милостивые, яко тии помиловании будут» (Мф. 5:7). Как вы живете по заповеди Божией, так и Господь вам воздаст.
 Значит, хорошие заповеди, хорошие законы – это не все. Может быть, даже ничего.  Сейчас пишутся хорошие законы, казалось бы, прекрасные, печатают их, все их хвалят. Но когда начинается, как говорят, правоприменение, все приходят в ужас,  потому что их некому исполнять. Все знают, что они хорошие, но человек с жестоким, гордым, озлобленным сердцем просто не может исполнить эту заповедь. А если ее исполняют, то получается так, что это не милость, а, наоборот, жестокость и зло.  Потому что у людей нет ни любви, ни милосердия внутри, в душе, в сердце. И как сделать то, чего у тебя нет? И, как законник, все себя оправдывают: «А он сам виноват, а они все такие плохие. Мы стараемся, они сами бездельники, ничего не делают». А жить становится все тяжелее и тяжелее. И сколько бы ни множились законы, лучше не станет, пока не станут лучше сами исполнители – люди, которые обязаны законы претворять в жизнь. Ну что такое заповедь? Мертвые буквы. А сделать их живыми призваны мы. И сейчас многие ходят, много знают, тыкают в других пальцем, пытаются кого-то учить, облачаются в различные одежды, а выполнить ни одной заповеди не могут. Просто не в состоянии.  Поэтому Господь и сказал, проклиная сухую смоковницу, что если мы не приносим никакого плода, а просто растем для листьев или еще непонятно для чего, то жизнь теряет смысл, человек превращается в мертвеца. Ему странным кажется, для чего он живет,  что вокруг него творится. Да и жизни у него никакой нет, и радости нет, а их и не будет. Радость – от исполнения заповедей, а не от того, что мы их знаем. Сделал человек какое-то добро, и появляется радость. Исполнил заповедь, в жизни проявил ее, а проявить ее можно в любых обстоятельствах, кем бы человек не был. А мы ищем, кому сделать добро,  и не находим. Допустим, офицер получает зарплату, может кормить и солдат. Так когда-то иногда и было. А сейчас все ропщут и говорят: «Вот, второй год не дают мне квартиру за десять миллионов. Все плохие, все не такие». Ждет большой милости и не может проявить к другим милости даже на сто рублей. И чем-то в жизни недоволен, наверное, всем. Так и в любом другом месте ждем от Бога не весть сколько, а сами не можем сделать никакой милости даже на копейку.
Так вот, чтобы у нас жизнь налаживалась, нужно, в первую очередь, трудиться над собой. Родителям показывать пример в доброделании, в исполнении заповедей. Не говорить: «Делай, как я тебе сказал, сказала. А делай так, как я делаю. Смотри на меня». А если сами ничего не исполняют, чему могут научить?
Постараемся, дорогие братья и сестры, прослушав притчу о милосердном самарянине, не забывать о том, что и нас Господь будет оценивать не по тому, как много мы знали, а по тому, как мы в своей жизни исполнили, воплотили какие-то заповеди. Может быть, сначала неумеючи, что-то не получается. Но потом, как говорили святые, приходит навык. Не все сразу получается. И хозяйка не сразу учится готовить, стирать. И хозяин пальцы обобьет, пока научится гвозди забивать, чтобы ремонтировать. Нужен навык во всяком деле. А если мы не имеем этого навыка, никогда не делали, не стремимся даже к этому, то тогда не нужно роптать, а смотреть на себя и просить Бога, чтобы Господь дал нам силы и терпение, .выполнить Его святые заповеди.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.