Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангельское чтение о безумном богаче рассказывает нам, во-первых, о сути и смысле творения Божия и о том, как мы противимся Богу, как тварь противится Своему Творцу. Одному безумному человеку Господь дал большой дар. У него большой уродился урожай, и он решил его спрятать, чтобы ничего не делать. А Господь сказал, что у этого безумца в эту же ночь душу возьмут, и от того, что даровал ему Господь, ничего не останется.  Ничего он с собой не заберет.
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).
Этот рассказ перекликается  с притчей Спасителя о талантах. Всем и каждому Господь дает дары, но кто-то их употребляет в дело, помогает другим, а кто-то закапывает как безумный богач в самом себе. Господь так устроил весь мир, что все зависит одно от другого. Ангельский мир зависит от Бога, Ангелы тоже друг от друга. Все остальное творение Божие также. Ангелы являются как бы проводниками Божиих даров, Божественной благодати.  Господь очень часто дает что-то не напрямую, а через кого-то для того, чтобы соединить узами любви все свое творение. Узами милосердия, взаимопомощи. Когда первый Ангел воспротивился воздавать другим то, что ему дал Господь, не захотел быть проводником Божией любви, Божией милости, благодати, решил все в себя забрать, как безумный богач, превратился в диавола. Собственно говоря, Ангелы от бесов только тем и отличаются, что получая от Бога, стараются воздать, отдать от себя и приложить к благодати Божией свой личный труд. А демоны все, что получают, стараются скрыть, никому ничего не воздать. Если мы посмотрим на себя, то тоже поймем, кому же мы уподобляемся в своей жизни.
Как-то однажды к одному старцу, у которого было много учеников, пришел человек, принес ему виноград, это было в Египте, поэтому виноградом часто угощали. Он дал этот виноград своему ближайшему ученику, а тот не воспользовался, отдал другому, третьему, и так виноград опять вернулся к старцу. И старец возрадовался. Он понял, что правильно воспитал своих учеников не стараться присвоить что-то, взять еще больше, а стараться от себя отдать.  В этом смысл христианской жизни.  В этом уподобление Христу, который  от Себя отдает нам все. И даже Свою жизнь отдал ради нас.  
Но очень часто мы не стараемся совершить свой христианский подвиг и уже здесь, на земле, становимся мертвыми. Потому что, если человек, как безумный евангельский богач, стараясь получить от Бога как можно больше, все это прячет, то он становится мертвецом. И нет никакого смысла жизни человека. И мертвецы ходят и спрашивают друг друга: «Что-то неинтересно жить, да и нет никакого смысла». И на самом деле, если от себя ничего никому не отдаешь, нет никакого смысла в жизни. Да и все как-то обыденно, все так греховно, постоянно, все также закисаем, киснем и умираем. Собственно говоря, богач сам себя решил умертвить. Он сам себе вынес приговор: «Возьму все и умру. Ничего делать никому не буду». Вроде бы, живой, а по делам мертвый. Сам себя лишил радости жизни. А уж Господь просто исполнил это  его требование — да, сегодня ночью у этого мертвеца заберут душу, и нет смысла от тех даров, которые он получил.
Все мы получаем что-то от Бога для того, чтобы Господь нас испытал. У Него все без меры. И по тому, как мы используем дары Божии, не свои, может, прикладываем свой труд, десятые доли процентов к дарам Божиим, и отдаем кому-то, то за это нас Господь и оценит. Даже за самый маленький труд. Даже за чашу холодной воды. Даже за доброе слово, если у нас ничего другого нет.
Слушая сегодняшний евангельский рассказ, дорогие братья и сестры, не будем противиться  Богу, Его заповедям, которые и научают нас тому, чтобы мы от себя отдавали. Если что-то получаем, то еще должны прибавить к этому свой труд, свое умение, свои силы, чтобы Господь нам приумножил дары. А мы, вкладывая и свои способности, старались заслужить от Бога возможность получить дар жизни вечной, дар жизни вместе с Ним. Потому-то в Царствие Божие никто и не войдет, кто не научился от себя отдавать. Не может жить рядом с Богом та тварь, которая Ему противится. Противится Его основной заповеди о любви, об отдаче от себя. И все учение Спасителя об этом и говорит; «Учитесь, пока есть время. Начинайте с чаши холодной воды, с посещения больного, с самого малого. А то ведь непригодны будете, окажетесь  в бездне с теми, кто старается все присвоить и никому ничего не отдать». Почему ад  называется бездной? Потому что, сколько они ни получают от Бога благодати, даров, все это как в бездну. Не возвращается назад. Все пропадает, хотя Господь наполняет Своими дарами весь мир одинаково. Ад или бездну создаем мы сами, не Господь создал ад, а те, кто Ему противится своей борьбой с Его любовью, своей гордыней, злобой и эгоизмом.
Сегодня мы слышали Евангелие, которое предупреждает и нас, чтобы мы не шли по этому пути, а старались быть мудрыми и благоразумными, помогали ближним и то, что дает нам Господь, прикладывая свои силы и умения, воздавать всем нас окружающим.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.