Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 25-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

03 декабря 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Евангелии описаны те случаи из жизни Спасителя, которые применимы к большинству из нас и касаются подавляющего большинства людей.  Сегодня  рассказывается, как один законник подошел к Спасителю и задал вопрос: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Спаситель знал, чем кончится этот разговор. Но Он сначала на вопрос отвечает вопросом: «А исполняешь ли ты заповеди?» Тот ответил, что исполняет, и тогда Господь сказал ему: «Иди, продай свое имение и следуй за Мной». Этот человек оказался не готов и отошел с печалью.
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:18-27).
Как же этот случай касается всех нас! Почему евангелисты описали эту встречу? Таких встреч у Спасителя были тысячи, десятки тысяч и вопросов множество. Но эту встречу записали для нашего назидания. Этот человек совопросник, как называют людей, которые задают вопрос и не знают, исполнят ли они совет.  Они очень часто не готовы к тому, что им скажут.  Очень многие святые, в большинстве своем, с такими людьми старались не общаться или просто говорить на несерьезные темы. Если ты пришел даже к человеку, а не к Богу, задаешь вопрос, то надо его задавать так, чтобы получить однозначный ответ: «да» или «нет» и быть готовым к его исполнению. А просто так задавать вопрос для своего оправдания – это и есть совопросничество. Совесть мучает законника, как и многих из нас, мы пытаемся оправдаться, получаем ответ, и пропадает оправдание. И уже не оправдаешься. Тебе сказали, а ты не можешь исполнить. Просил совета, тебе сказали, но ты не в состоянии и не готов или не готова. А прийти  просто так поговорить к одному, к другому, испытать, кто что скажет, это несерьезно. Так и жизнь у нас получается несерьезной, любопытство, еще что-то. Спрашиваем совета: «Благословите  сделать то-то». — «Ну, делай!» — «Ой, а у меня денег нет». — «Ну, не делай», — «Нет, может, я займу?» — «Ну, делай!» — «Ой, а, может, я не отдам?» — «Ну, не делай!» И так во всем. Чтобы идти и спрашивать, нужно себя подготовить. Особенно недопустимо задавать вопрос и в вопросе кого-то обвинять. Чтобы ждать того, что и отвечающий вместе с тобой кого-то осудит. А вообще-то человек судящий, особенно духовное лицо, не имеет права выносить суждение, не выслушав обе стороны. Если есть такой священник, который только по вопросу или осуждению одного человека выносит решение, оно всегда может быть неправильным. Таких вопросов задавать нельзя, про людей, которых, может быть, батюшка не знает, не видел, с которыми не общался и не знает, о ком идет речь.  Если священник пытается ответить на это, то, значит, он или неопытный или нерассудительный или просто такой же легкомысленный, как и вопрошающий.  
Этот рассказ нам в назидание, чтобы мы думали, что спрашивать, готовы были исполнять, что нам посоветовали, и были готовы к тому, что на наш вопрос последуют еще какие-то вопросы, на которые мы не сможем ответить. Как и Спаситель сначала на вопрос ответил вопросом, чтобы человек посмотрел на себя: «А как ты исполняешь?» Тот сказал, что все исполняет, а Господь знал, что он не исполняет и предложил: «А теперь выполни вот это». И оказалось, что законник обманывал и не исполнял ни одной заповеди так, как нужно, и не готов был к их исполнению, а только восхвалял себя. Что и мы с удовольствием всегда делаем. И очень любим, когда другие нас восхваляют. А на самом деле, такое восхваление – это бесчестие. Лживое обманчивое восхваление – это насмешка и бесчестие.
Так вот, дорогие братья и сестры, читая Священное Писание, нужно и нам брать для себя примеры, видеть, как Спаситель мудро и просто  нам доносит высокие истины, чтобы и мы старались не кичиться, а исполнять то малое, что мы можем, и не пытались себя оправдать хитрыми вопросами и лживыми ответами.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Слово
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Слово
Иеромонах Ефрем (Русу) помощник настоятеля

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?