Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 32-ю по Пятидесятнице. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вновь мы с вами слышали притчу о Закхее, которой начинаются подготовительные седмицы к Великому посту.
«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;  Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10).
Почему же Святые отцы избрали именно Закхея и повествование о нем перед великими днями святой Четыредесятницы? Потому что Закхей – олицетворение каждого из нас.  Это не только государственный чиновник, который был связан с финансами Римской империи, но это и просто страстный человек.
 В жизни ничего не меняется. Две тысячи лет назад были такие же чиновники, которые старались использовать свое государственное положение в корыстных целях, обобрать тех, кто был у них в подчинении, с кого они собирали дань в пользу императора и, прикрываясь властью императора, старались лично обогатиться. Это олицетворение человека, который использует любую возможность, чтобы поклониться золотому тельцу, что-то приобрести, пожить лучше, чем другие, и все, конечно, за счет кого-то. Это страстный человек, привязанный к земле. Не обязательно чиновник, а просто человек со страстями, который  старается любыми способами что-то для себя, какую-то выгоду иметь, используя для этого все свои способности, свое положение и таланты, данные от Бога.   
Но вот этот страстный человек захотел увидеть Творца и полез на дерево, на смоковницу, которая символизирует то, что для того, чтобы увидеть Бога, нам нужно подняться над грешной землей, забыть свои страстные желания, постараться путем добродетелей и исполнения заповедей вознестись и увидеть Бога. Страстный человек увидел Бога и что же? Сразу же услышал, что Господь не только его видит, но и желает быть у него в доме.  И не говорит ему, что если ты позволишь, а просто: «Мне надобно быть у тебя в доме». Так же, как у каждого человека в сердце Богу надобно быть. Не от наших желаний, не от наших хотений, а для нашего спасения и для созидания своей личности. Закхей обрадовался, слез со смоковницы, с дерева, но душа у него была далеко над грешной землей. Она радовалась встрече с Богом, и Закхей дома сказал Спасителю, что он станет совершенно другим человеком, откажется от своих привязанностей, страстей, сребролюбия, обмана, а то, что приобрел неправедным путем, раздаст тем, кого обидел.
Церковь тем самым нам показывает, как начинается спасение человека. Что только через признание своих ошибок, своей неправильной жизни и исправление можно идти к Богу, можно Его увидеть, и Господь поселится в сердце и душе, если человек серьезно встанет на путь исправления. Каждый год Церковь призывает нас к этому исправлению перед Великим постом, напоминая пример Закхея, который оставил свою государственную службу, хорошую жизнь,  впоследствии стал первым епископом Кесарии Палестинской и затем пострадал. Но для него жизнь с Богом оказалась гораздо радостней, чем богатая и сытая жизнь в обмане, грехах, страстях.  Показывая пример Закхея, Церковь и нас призывает: «Опомнитесь, поднимитесь над своими страстями, взгляните на Бога, чтобы Он посетил и вас, ваши души». И тогда, избавившись от греховной жизни каждый приобретет гораздо большую радость от благодати Божией, от того, что Господь поселится в нас и будет вместе с нами проходить наш жизненный путь, который станет и легче, и радостней, потому что иго Его благо и бремя легко, когда Он вместе с нами.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.