Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы отмечаем день Торжества Православия. Этот праздник был установлен в IX  веке после победы православного учения над ересью иконоборчества.
В мире, как вы все знаете, никогда не бывает спокойствия. Оно заключается не только в том, что дует ветер, плывут тучи, происходят землетрясения или еще что-то, не бывает спокойствия, в первую очередь, в духовной жизни. Постоянно происходит невидимая духовная брань. Именно духовная брань является основой нестабильности в мире. От этого происходят какие-то неприятные катаклизмы, как в мире, так и в семье, в обществе, в жизни каждой отдельной человеческой личности. Эта борьба не прекращалась никогда, и не прекратится до конца существования нашего мира. Господь — Творец есть Любовь, Ему противостоят силы ненависти, злобы, которые пытаются всех отделить от Бога. Но, так как мир, в основном, состоит из личностей умственных: из Ангельского мира и человечества, то, в первую очередь, конечно, злой дух пытается совратить умы людей, чтобы человек мыслил неправильно. А от нашего мышления, собственно говоря, и строится наша жизнь, наше поведение, совершаются наши дела плохие и хорошие. И всегда враг Божий, которым являются не только духи злобы, но и каждый, отступивший от Бога, старается придумать что-то свое. Потому что слово «ересь» в переводе с греческого означает «выбор». То есть, человек что-то выбирает сам  лично для себя. Или он выбирает Бога и послушание Ему, или какою-то свою определенную цель, идеологию и начинает жить, как он считает, независимо ни от кого. На самом же деле, вопреки законам, которые установил Господь во вселенной, вопреки законам, которые установил Творец и для всего Своего создания.
Эта борьба началась еще до сотворения человека, потом в Раю, когда диавол внушил неправильную мысль Еве, и Адам поддался на эту мысль и отступил от Бога. Так происходит  и сейчас. Ничего в мире не поменялось. Мы очень часто желаем, чтобы законы исходили не от Бога, а от нашего хотения и желания, от нашего выбора. И мы вводим свои ереси, которые кажутся сначала безобидными, но, в конце концов, являются трагедией для нас.  Потому что мы теряем Бога, теряем основу своей жизни и никогда не найдем никакой другой основы, что бы мы не выдумывали, что бы не предпринимали. Так происходило и в Ветхом Завете. Мы знаем, там были саддукеи, фарисеи, иессеи, разные секты, которые что-то для себя выбирали, забывая, что истина едина. А когда пришел Господь, принес одну единственную чистую Истину, то сразу же диавол стал внушать различным людям множество всяких неправильных мыслей, сначала о Святой Троице. Первые  ереси были направлены против святой Троицы, потом против Божией Матери, потом против различных других учений Православной Церкви, стараясь внести хоть маленький, но раскол, маленькую ересь, маленькое непонимание, которое потом само собой разрастется. И так через отхождение человеческого от правильного мышления появились различные, вроде бы и христианские церкви, но с каким-то отличием от Православия: католичество, протестантизм, различные монофизиты, старообрядцы и прочие. Множество их появилось. Но, как говорили святые Отцы, ересь всегда имеет в себе яд, который приводит к смерти. Начинается с малого, а кончается трагедией для многих и многих людей.  Даже если мы посмотрим на наш раскол  XVII  века – старообрядчество, вроде бы, небольшие расхождения, в каких-то обрядах, перстосложении, пении «аллилуиа» и так далее, совсем незначительных, а к чему они привели? Сотни людей стали себя сжигать, убивать себя. Ересь стала убивать даже видимо. Это видно наглядно, но, бывает, ересь убивает незаметно человеческую душу, когда миллионы людей верят неправильно, их души отделены от Бога, они мертвы, они не живут с Богом, не живут благодатью Божественной.
А наша Церковь, как мы сегодня слышали, провозглашает, что мы храним истинную веру Апостольскую, которую преподал Господь, в которой нет никакой лжи, никакого обмана, никакой червоточины.  Нужно это ценить и изучать, не придумывать что-то новое, стараясь исказить, ввести себя и других в соблазн, а стараться эту истину изучить и хранить. Потому что за хранение этой истины Господь возблагодарит многократно. Конечно, может быть, тяжело хранить эту истину, весь мир восстает против Бога, стараясь исказить Его учение, но все равно Господь Творец и Владыка этого мира. Это Он сотворил космос, небесные тела, время, все Он сотворил, установил законы, и бессмысленно с этим бороться. Эти законы непреложны.
Постараемся, дорогие братья и сестры, хранить истину Православия, ценить ее, зная, что только эта истинная вера соединяет нас с Богом, дарует нам спасение и вечные блага.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.