Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю Великого поста. Прп Иоанна Лествичника. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек сложное существо, очень противоречивое, и мы все хорошо об этом знаем. Потому что в человеке борются несколько начал. Начало физическое, вещественное – тело, начало духовное – это душа. В этих началах происходит борьба между Богом и диаволом. Но нам  даны все возможности и дары для того, чтобы мы могли пройти сложный жизненный человеческий путь. Как мы знаем, преподобному Макарию Великому были видны сети, которые встречают человека на жизненном пути. Он удивился, увидев, какое множество этих разных сетей, испытаний, и сказал, что их невозможно никому преодолеть, и тогда услышал голос: «Смиренному, послушному все возможно с помощью Божией». 
Сегодня мы отмечаем память преподобного Иоанна Лествичника, который нам оставил книгу «Лествица» о том, как навести порядок внутри себя, чтобы не было противоречий и борьбы в нас самих, потому что эта борьба отнимает у нас очень много сил. Можно сказать, отнимает всю нашу жизнь, все наши способности – все. Мы тратим на это огромную массу времени, сил. Он написал книгу о том, как легче и проще преодолеть трудный жизненный путь и сделать так, чтобы в душе воцарился Господь в мире и порядке. Эта книга называется «Лествица», которая разделена на тридцать частей по числу лет жизни Спасителя. Самая первая ступень начинается с послушания. Без послушания все остальное человеку не преодолеть.  То есть, мы должны прийти в Храм и не спорить, не искать своего мнения, не стараться церковные правила приспособить под себя, не выдумывать каких-то особых правил непонятно от кого: от врачей, от депутатов, от делегатов и от прочих, а постараться узнать правила церковные и нести послушание Богу. Причем, как пишет преподобный Иоанн Лествичник, эти правила нужно принимать без рассуждения. Сам он имел прекрасное образование, был из богатой семьи, но, когда пришел в монастырь, он был на послушании девятнадцать лет у самого простого неграмотного монаха. То есть, отверг рассудительность при множестве рассудительности. Преподобный Иоанн мог рассуждать очень много,  больше всех из нас, может быть, но он это отверг и принял послушание. Потом заперся в пещеру, которая называется «многослезной», потому что он плакал там и рыдал, чтобы его не слышали, удалялся туда и так провел в ней множество лет.
ам необходимо слушаться Церкви, ее голоса,  это касается всех, потому что священник, диакон, архиерей перед рукоположением подписывает присягу, что обязуется совершать свое служение по правилам Святой Апостольской Православной Церкви. Потом, правда, некоторые это забывают, но это уже проблемы не наши. Собственно говоря, каждый христианин, когда приходит в Храм и называет себя христианином, тоже как бы незримо подписывает эту присягу, что и он, христианин, крестоносец и несет полное послушание Святой Апостольской Православной Церкви. Потому что сейчас многие приходят и не ищут Церкви, не ищут Бога, не ищут авторитета в Боге и в Церкви, а ищут мелкие авторитеты в каких-то людишках, в мелких и лукавых. Потом запутываются окончательно, и все это кончается трагически. Если так кто-то поступает, то конец будет один и тот же для всех, потому что в Церкви кроме Бога  никаких других авторитетов нет. Если мы ищем другие, значит, мы остаемся без Бога и погибаем. Поэтому преподобный Иоанн Лествичник и начинает восхождение к Небесам, к Богу именно с послушания. И после послушания тридцать степеней, каждая из них – это борьба с какой-то своей страстью, со своими грехами в послушании Богу и в молитве.
Сегодня мы слышали евангельское чтение, которое как бы вместе с праздником Церковь нам предлагает о том, как родитель привел бесноватого отрока. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.  И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.  И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.  И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». (Мк.9: 17-29)
Этот бесноватый отрок кидается то в огонь, то в воду, то еще куда-то. Это как бы показывает каждого человека. Все мы без Бога находимся под властью диавола и кидаемся то в огонь, то в воду и так далее. Мечемся по жизни. Это про нас рассказывается. Диавол нас в этом мятущемся мире бросает и кидает из стороны в сторону, мы находимся в его полной власти и ничего не можем сделать.  Когда Господь  освободил отрока от  злого духа, то тот оказался как бы мертвым. Настолько тяжела борьба духовная. Если человек идет за Богом и старается освободиться от диавола, то на самом деле он становится как бы мертвым для мира и для всего, что в мире. Он должен вести совершенно другую жизнь в этой борьбе. Своими силами это невозможно. Господь сказал, что человек способен это преодолеть только в послушании Богу и вместе с Богом. Сказал: «Только постом и молитвой». А пост и молитва – это символ послушания и смирения перед Богом. Преподобный Иоанн Лествичник тоже много рассказывает о молитве, потому что без молитвы ни на одну из этих ступеней встать невозможно. Все они сопровождаются послушанием и молитвой. А молитва – это приближение к Богу. То есть, своими силами, своими способностями человек не может преодолеть тяжелую внутреннюю борьбу, а только в послушании и в молитве к Богу. Это должно проходить через всю человеческую жизнь, от начала и до конца. Поборол одну страсть, потом появляется другая, третья и так далее. Человек закаляется в этой борьбе, становится более опытным, рассудительным, но не менее послушным Богу. А становится все более и более Ему послушным и более и более молитвенным.  Потому что без молитвы это непреодолимо.
Иоанн Лествичник в своей книге описал то, что сказал Спаситель, только более подробно. Возьмем сегодняшнее евангельское событие. Описал человека, мятущегося в агонии своих страстей, грехов и в бесновании, совершенно неуправляемого, описал, как тяжело бороться со страстями, только более подробно, что человек как бы переживает свою смерть для мира сего, становится иным, и все это происходит  в борьбе и послушании Богу.
Нам, конечно, это тоже предстоит, если мы хотим быть с Богом. А насколько мы изменились, мы можем понять только тогда, когда вступим на путь духовной борьбы. Мы даже не понимаем, насколько у нас антицерковное общество,  насколько мы отучены от послушания Богу. Потому что, если даже порядочный человек, может быть, неверующий или мусульманин смотрит на нас, он приходит в ужас. В нашем обществе все встают обычно на сторону не жертвы, а преступника, достаточно только этого. То есть, мы привыкли быть преступниками с самого своего детства, не слушаться, не подчиняться никаким законам, ничему и не иметь жалости ни к кому. В нормальном обществе это невозможно. В нормальном обществе всегда человек будет на стороне жертвы и против преступника. А мы воспитаны в такой злобе, в такой агрессии, в таком непослушании, что очень часто даже не представляем, в каком состоянии мы находимся, пока не начнем с собой бороться. А начинаем бороться – нас трясет, болит все, и начинается с нами непонятно что, как с евангельским отроком, и судороги, и все, что хочешь. Настолько нам тяжело. Но через это нужно пройти, поменять образ мыслей, поменять себя, образ жизни, чтобы оказаться на вершине лествицы добродетелей. Но чтобы начать, нужно как раз осознать, где же мы находимся, чтобы, придя в Церковь, мы начинали не с того, что мы уже на вершине, и все подчиняйтесь нам, а что на самом деле мы никто и ничто и жизни еще не знаем и не начинали ее. Нужно стараться пройти какой-то путь и узнать, как Церковь учит его проходить. Но сейчас почти сто процентов людей приходят, и их не интересует ни путь, ничего, а просто говорят: «Господи, я пришел, пришла, дай мне все, что там у вас написано. А уж я вести себя буду так, как захочу». Поэтому-то и в Церкви у нас все не так из-за того, что нет послушания Богу, и не получаем мы ничего, и ропщем на Бога, практически все сто процентов ропщут, потому что пришли и вдруг мало что получили. Потому что отдать от себя никто не хочет, только ухватить. А христианин – он труженик. Этот тяжелый труд описал преподобный Иоанн Лествичник. В первую очередь, конечно, над собой.
Великий пост – это время, когда Церковь особо призывает нас к этому труду. Поэтому и память преподобного Иоанна Лествичника отмечается Великим постом. Но насколько мы приобщимся к этому труду, зависит от каждого из нас, от наших желаний, стремлений, трудов, способностей, от того, насколько мы постараемся узнать церковные правила, жизнь святых отцов и приобщиться к духовным несметным сокровищам, которые хранятся в нашей Православной Церкви и больше нигде
Постараемся, дорогие братья и сестры, потрудиться над собой, начать дело труда и внутренней борьбы, чтобы и нам через послушание и молитву приобщиться к благодати, которая пребывает в нашей Церкви, пройти свой жизненный путь и оказаться вместе со святыми отцами в Небесных обителях.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ