Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю Великого поста. Прп. Марии Египетской. 2013 г.

30 июня 2013

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человеку очень трудно посмотреть внутрь себя и смириться, потому что все мы созданы Богом для того, чтобы возвышаться над всем творением, руководить и возделывать то Божие создание, которое Господь сотворил ради каждого из нас.  Поэтому нам очень часто не видны примеры смирения, послушания ближних. Мы как-то на них не обращаем внимания. Наша жизнь состоит из другого: из гордыни, из желания прославиться, из того, чтобы в себя забрать как можно больше, как мы считаем, грехов, страстей, и от этого же начинаем сами мучиться.
Сегодня мы прославляем преподобную Марию Египетскую. Она шла по тому же человеческому пути. Сначала гордость, страсти полностью ею завладели. Она представила, что она великая, все перед ней преклоняются, что она победительница, на троне, и все ниже ее.  Это в кавычках «возвышение», как она считала, особое ее достоинство. Но вот подошел момент, когда она оказалась у Гроба Господня, у Животворящего Креста Господня, и не смогла подойти к Кресту. Сначала она думала, что кто-то виноват: такая большая толпа идет, ведут себя очень плохо, толкаются,  и ее отталкивают постоянно. И все эти нехорошие люди проходят, а она такая замечательная и прекрасная никак не может войти. И опять она пытается попасть в эту гнусную, как она считает, толпу и опять ей кажется, что это толпа во всем виновата, толкают, наступают ей на ноги, отталкивают. Она опять не может войти из-за этих низких маленьких,  гадких людей еще и еще раз. И вот она отошла в сторону и стала думать, почему же все проходят,  ее почему-то отталкивают. Может быть, дело не в этих людях, и, может, они не такие плохие и гадкие, как ей казалось, а причина в чем-то другом, Может, причина в ней самой.  Тут она вспомнила свою жизнь и поняла, что ее трон стоит на болоте со множеством гадов,  мерзких, грязных, отвратительных, что никакая она не царица и не победительница, а униженное, растоптанное, побежденное и  превращенное в ничто создание Божие. И когда в ней произошли такие внутренние изменения, когда она осознала, что никчемный человек, мерзкий, отвратительный, хуже всех тех, кто идет мимо нее, Господь смилостивился над ней, потому что она отказалась от сатанинской гордыни и повернулась к Нему. Она вошла, поклонилась Кресту, помолилась перед иконой Божией Матери, попросила Ее, чтобы Она была ее Заступницей и Помощницей в изменении жизни. Чтобы она выкарабкалась из страшной бездны, болота, в которое она сама  же и залезла, считая это царским дворцом, а себя владычицей всех. Какой же у нас бывает самообман! Божия Матерь ей сказала: «Иди за Иордан и там найдешь успокоение». Она ушла за Иордан и какое же она там нашла успокоение? 17 лет, как она говорила, она была на грани жизни и смерти. Каждый день, каждую минуту ей казалось, что она погибает, умирает, ей хотелось вернуться, казалось, что каждый шаг назад – это спасение для ее жизни. Но она находила в себе силы победить этот самообман, она уже знала,  как он коварен, и трудилась над собой многие и многие годы. Она испытала все коварство греха, который, как она говорила, подобен дикому зверю.
Грех, который человек впускает в себя, страсть – это не абстрактное понятие, а это что-то живое, которое живет в нас, терзает нас и мучает. Она очень просто описала, что же это за грех. Оказывается, он подобен безжалостному кровожадному жестокому зверю, который бьется не на жизнь, а на смерть, и не отпускает свою жертву. А внутри ее оказалось множество злейших зверей, страстей, и ее борьба была невероятно тяжелой. Как она сама говорила, часто падала замертво.
Святая Церковь показывает нам пример для поддержания, чтобы мы укрепились в борьбе, которую многие еще не начинали и даже не имеют представления об этой тяжелой ужасной борьбе. Так же, как сказано в сегодняшнем Священном Писании, которое читалось за Литургией. Господь пришел, Творец облекся в наше ветхое умирающее тело, показал образец смирения. Он одел плоть Своего творения, причем, испорченную, гниющую от грехов. Вся Его жизнь – это тоже сплошное смирение. Он не ходил по дворцам, не проповедовал среди богатых, а шел к немощным, больным, которые нуждались в помощи. Он общался с грешниками, с теми, кого презирал человеческий мир, и даже Апостолы, которые видели все это,  никак не могли в себя все это воспринять. Он открыто говорит, что жизнь человека должна приобрести другие ценности. «Не будьте как власть предержащие князья, которые хотят, чтобы им прислуживали и угождали, любят командовать и восседать. А кто из вас хочет быть большим, будь слугой для всех».: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Мф. 20:25-28).
Необходимо быть в услужении так же, как Он пришел, чтобы послужить каждому немощному человеку. Совсем другие ценности. Но и Апостолы никак не могли вместить этих слов. Они слышат, видят образец перед собой, но себя поменять не могут, и тут же подходят два брата и просят Его, чтобы он посадил во Царствии одного по правую, а другого по левую сторону. «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего — то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20:20-23)..
Человеку тяжело вместить и понять, что суть его жизни не в том, чтобы возвыситься в греховном мире. А суть жизни в том, чтобы не испачкаться в греховном мире, вести себя в любви, в услужении, чтобы не дать проникнуть внутрь себя никаким страстям и грехам, никаким греховным зверям, как говорит преподобная Мария Египетская. Если мы первоначально были созданы, чтобы властвовать в мире безгрешном, то в мире греховном ценности меняются. В мире греховном, как сказал Спаситель, тот будет выше, кто поставит себя ниже всех, потому что он будет на послушании у Бога, а не у мира грехов и страстей. А всякое возвышение от Бога, а не от людей.
Сегодня Церковь нас призывает к тому, чтобы и мы посмотрели на себя, осознали свое греховное состояние, потому что с этого начинается всякое изменение, всякое стремление быть ближе к Богу, изменить свою жизнь, стараться быть послушным своему Творцу, а не пресыщаться грехами и страстями мира сего. Тогда мы, живя в послушании у Бога, а не у страстей, будем высоки перед Богом, а не перед людьми.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ