Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Слово на погребение рабы Божией Нины. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Сегодня мы прощаемся с многолетней прихожанкой, работницей и председателем  Ревизионной Комиссии нашего Храма рабой Божией Ниной. Жизнь человека определяется его кончиной.
Апостол Павел говорит: «Наше же жительство на Небесах» (Флп. 3:20). «Имею желание  разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23).
Немногие могут повторить за ним эти слова. И вообще, Священное Писание для нас очень часто недоступно из-за нашей жизни. Читаем мы Священное Писание, умом понимаем, но не доходит до нашего сердца, потому что жизнь у нас другая. Начинаем жить по Евангелию, и вдруг просветление наступает. Прочитали то же самое и говорим: «Смотри, как написано. А почему я раньше этого не понимал, не понимала?» А потому что умом понять невозможно. То, что говорит сердце человеческое, другому уму понять невозможно. Умом познать невозможно, пока человек не начнет жить по-другому, пока не изменит свою внутреннюю сущность, пока не изменит себя. Он смотрит и не видит, читает и не понимает, думает, почему всю жизнь читает, и все новое открывается. А потому что это сказано не для нашего ума, поврежденного грехом, а для того, чтобы мы не слушали, а жили так, как сказал Господь. Интересна служба, интересно еще что-то, , вроде, христианство что-то новое, но пока не начнешь жить, не поймешь, что же это такое.
Нина, особенно в последнее время своей жизни, когда заболела, а родственники уговаривали ее лечиться, отвечала: «Нет, хочу домой». Так же, как когда-то апостол Павел говорил. И она говорила не для ума человеческого, потому что умом эти слова понять невозможно. Это говорило ее сердце. Всю свою жизнь она жила для Бога. У нее не было никаких привязанностей. Она не вступила в брак, потому что решила посвятить себя  и свою жизнь Богу в чистоте, непорочности. Для нее Храм был первый ее дом и единственный. А  все остальное – это так. Человек, не ходящий в Храм, и особенно не воспринимающий христианство в сердце, а только своим умом пытающийся понять, постоянно спрашивающий: «Объясните мне, расскажите, что да как», еще не христианин. А христианину жизнь надо менять, и тогда ты начнешь понимать и не сразу, а постепенно в течение многих лет своей жизни. Почему приходят в Храм, а потом становится скучно, неинтересно. А потому что в Храме вдруг тебе начинают говорить, что ты не такой, тебе нужно каяться, исправляться. Всю жизнь человек жил, и ему говорили: «Ты такой замечательный, талантливый, гений!» И вдруг приходит в Храм, и говорят: «Каяться надо!» А почему каяться, в чем? И это отталкивает 99% людей от Бога. Потому что человек не хочет понимать, что он плохой. А когда он понимает, что плохой, ему становится тяжело жить плохим человеком.  Ему невозможно, тягостно. Как хорошо было: не думал ни о чем, не задумывался, и вдруг он плохой, и ему об этом напоминают, и как тяжело к этому привыкнуть. Невозможно это для человека гордого, убегает из Храма, его утешают: «Ты хороший, гений, замечательный». Но человек перестает быть христианином. Тяжело бороться с самим собой. Со своей гениальностью, которая ложная, внушенная кем-то непонятно  зачем, чтобы отвратить от Бога. А тяжело упасть пред Богом на колени, признать свое ничтожество и свою греховность.   И вот до этого доходят очень немногие.
Раба Божия Нина, несмотря на то, что старалась поменьше  грешить, хранила себя в чистоте, трудилась уборщицей и считала, что она больше ничего не достойна. Что она великая грешница. Я сейчас могу об этом сказать, она мне говорила, что она плохая. И это было от сердца, не от ума. Она отказывалась от всего. Были предложения на какие-то должности. Она говорила: «Нет, ну что вы, я недостойна».  Она считала себя недостойной не по уму, не по лицемерию, а так говорила ее сердце. И она была примером для многих. Несла свой крест.
Такими должны быть все христиане.  Не ищущие своей правды и обмана и лжи, потому что тяжело человеку увидеть свою неправду. А она привыкла к этому с детства. Когда-то это было воспитание с детства человека. Сейчас во взрослом возрасте для многих это уже становится практически невозможным, потому что  это тяжелый труд над собой.  Тяжелейший. Изменить не свои мысли даже, а свое сердце, свою жизнь. Когда говоришь об этом людям, они просто приходят в ужас и говорят: «Этот священник какой-то ненормальный». А другого пути нет. И идут искать туда, где вообще не говорят о христианстве. А говорят о чем угодно: о соседях, о политике, об обстоятельствах, о жалости, еще о чем-то. А она не искала этого. Ей было хорошо, потому что она жила с Богом, знала себя, не была  в состоянии какого-то самообмана, который во всех нас присутствует, который мы лелеем и греем, потому что для нас  это и есть настоящая жизнь, как мы считаем.  И боимся смерти, потому что  вдруг нас обманут, и мы знаем это,  сознание наше раскроется, и мы пустые и ни с чем. У нее этого не было. Поэтому она не боялась смерти и с радостью приняла ее. Сейчас подходят и видят: на ее лице, которое стало еще моложе, отражается не страх, а блаженство и успокоение.  
Глядя на кончину таких людей, нужно понять для чего мы живем, и кто такой христианин, не просто по названию, а по жизни, по сердечному состоянию, по нашему внутреннему содержанию. И если у нас не будет расходиться наша жизнь с заповедями Божиими, если  наша любовь к Богу не пустые слова, а сердце и жизнь, то и нам будет не страшна смерть. Потому что жизнь с Богом и здесь, и там одна и та же, которой мы порой очень и очень боимся, в отличие от рабы Божией Нины, которая ждала своего часа и говорила: «Хочу домой, хочу к Богу», который уже давно поселился в ее сердце.   И ничего другого она не знала, и знать не хотела.   Будем надеяться, что Господь Свою верную рабу, которая всю свою жизнь посвятила Ему, примет ее в Свои обители, и это для нас горестное событие станет для ее души радостью и успокоением.
Христос воскресе!
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.