Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке. 2014 г.

30 июня 2014

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

В Пасхальный период Церковь преподает нам примеры живой деятельной веры. И сегодня мы слышали рассказ о самарянке.
 Спаситель со Своими учениками шел из Иерусалима ранней весной, и в полдень они достигли колодца, выкопанного праотцем  Иаковом.  Ученики пошли за пищей в ближайшее селение, а Господь остался у колодца. Пришла самарянка. Так как она пришла в полдень, значит, она торопилась. Потому что в это время, днем, бывает очень жарко, и обычно в этих странах занимаются трудом или утром или вечером. Ей нужно было сделать что-то по хозяйству, она пришла к колодцу с кувшином воды, встретила здесь Спасителя. Он попросил у нее воды напиться. Обычно женщина, как это бывает, ни о чем не говоря, дает просто напиться и все. Но самарянка почему-то стала спрашивать, почему Он, иудей, общается с ней, иной веры?
«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:5-9). Ее заинтересован Незнакомец, который стал с ней общаться, и она, наверное, считала себя недостойной этого общения.  Спаситель ей ответил, что если бы она знала, с кем общается, то сама бы просила живой воды, которую может дать человеку, и он не будет жаждать вовек. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Женщина просто легкомысленно, можно сказать, играючи, сказала: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Тогда Спаситель, чтобы не перевести весь разговор в шутку, говорит ей неожиданно: «Пойди позови  мужа твоего» (Ин 4:16). Женщина сказала, что она не замужем. С одной стороны, она обманывала, с другой стороны говорила правду, потому что ее брак был незаконным сожительством, и Господь ей говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18). И от неожиданности она вдруг поняла, что перед ней необычный человек.  И говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19). И что же в таких случаях бывает? У Пророка нужно спросить самое важное, что интересует человека в жизни. Наверное, почти все женщины стали бы спрашивать о своей личной жизни, о семье, о том, как ей наладить какие-то отношения, чтобы жить безбедно и так далее.  Но она задает вопрос достойный многих богословов.  Она говорит: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин 4:20). Тогда ей Господь отвечает, что придет время, когда Господь будет везде, в сердце каждого человека. Каждый будет молиться, обращаться и получать воду живую, благодать, которая будет сходить на многих и многих. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Эта женщина, скорее всего, попросила Спасителя, чтобы Он посмотрел за ее кувшином, подождал ее, а сама побежала, забыв все свои домашние дела, оставив кувшин с водой, чтобы позвать жителей, и, желая оказать добро и милость своим близким, знакомым, сродникам, они пришли к Спасителю. «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4:28-30).
Пришли ученики, и сразу мы видим разницу. Вроде бы люди близкие к Спасителю, которые уже довольно продолжительное время питаются живой благодатной водой, исходящей от Него, и начинают разговор недостойный даже самарянки: о еде, о хлебе насущном, о земном. Люди, которые не могут оторваться от своей повседневности и жизненных проблем. Господь пытается их наставить в очередной раз, говоря им о том, что Его пища – это служение пославшему Его Отцу и исполнение того, чтобы Он людям оказывал милость, страдал за них и давал многие блага. И сказал им: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?» (Ин. 4:35). Это говорит о времени года, потому что четыре месяца – это вообще-то время полного созревания пшеницы от ее посадки до колоса, то есть, ее только посадили, может, появились первые ростки. И Он им говорит, что под видом пшеницы Он понимает людей. А нивы уже побелели, созрели и ждут многие люди, жаждут Его благодатной воды, Его спасительного Подвига, Его помощи Божией.  «А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин. 4:35-36).  Приходят самаряне с мудрой самарянкой, впоследствии ставшей со своим детьми мученицей, и Он учит этих людей Своим Божественным истинам. И многие слушавшие уверовали во Христа. «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39-41).
Церковь нам приводит этот пример для того, чтобы и мы отложили все свои насущные житейские попечения, свою человеческую гордость, чтобы и мы жаждали этой Небесной благодатной воды, которая нисходит сверху вниз, как говорил святитель Филарет Московский Поэтому часто наша гордыня, которая нас поднимает слишком высоко, мешает, чтобы благодатная вода выливалась на нас. Она изливается на смиренных и послушных и никогда не течет снизу вверх, на гордых и заносчивых.  
Сегодня, слушая евангельское повествование, дорогие братья и сестры, постараемся и мы последовать примеру мудрой самарянки, которая, может быть, много нагрешила, жила когда-то своей неправедной жизнью, но обрела Спасителя, оставила все, последовала за Ним и оказалась вместе с Ним в Царствии Божием. Помолимся, чтобы Господь и нас укрепил, и Его благодатные слова утвердили нас в вере и помогли нам идти к Нему и пребывать вместе с Ним.
Христос воскресе!

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.